Самолеты приравняют к машинам [ Редагувати ]

Дан толчок развитию частной авиации в Украине. В сентябре в нашем небе будут введены новые правила полета, по которым аматеры смогут летать на определенной высоте (неконтролируемом воздушном пространстве) так же свободно, как ездить на собственном автомобиле по дорогам.
Сегодня любой украинец имеет право на частное владение и использование сверхлегкого летательного аппарата при соблюдении определенных правил. На выбор желающих - как дельтапланы, так и комфортабельные самолеты с полным набором пилотажных и навигационных приборов.
По действующему законодательству, приватный пилот имеет право водить самолет, в котором не более четырех мест. На такой машине можно летать и для удовольствия, и по делам, притом на весьма приличные расстояния.
Цена одно-, двухместного мелкого самолета (до 470 килограммов) не превышает стоимости среднего автомобиля - 20-40 тысяч долларов. А его содержание обойдется в сумму порядка 100 долларов в месяц. В черте Киева охраняемая стоянка на аэродроме стоит 360 гривен в месяц. В Украине насчитывается 50 аэродромов для мелких самолетов. Для одного летного часа достаточно 10-15 литров бензина. Услуги авиатехника, нанятого на постоянную работу, стоят от 200 до 300 условных единиц. Однако к ним пилоты-любители прибегают крайне редко, предпочитая самостоятельно возиться с самолетом. Несмотря на доступность этой техники, малая авиация у нас все еще не в моде. И на то есть свои причины.
Всего в Украине насчитывается около 3-4 тысяч авиалюбителей, в том числе парапланеристов и дельтапланеристов. Но до сих пор в Воздушном кодексе нет даже определения авиации общего назначения, к коей относятся легкие (до 5,7 тонн) и сверхлегкие летательные аппараты (470 кг), используемые не для коммерческих перевозок пассажиров и грузов. Сейчас требования к большой и малой авиации предъявляются одинаковые, и это одна из причин вялого развития рынка сверхлегкой авиации в нашей стране. В Украине, по оценкам экспертов, всего лишь около 1,5 тысячи моторных воздушных судов такого класса (причем большинство из них были не куплены, а сконструированы владельцами самостоятельно), а свидетельства пилотов-любителей есть лишь у 400 человек.
Для справки: в США - так называемом "рае для авиалюбителей", где законы способствуют эксплуатации мелких самолетов, - в частном владении находятся более 500 тысяч воздушных судов, свыше 600 тысяч человек имеют свидетельства пилота-любителя или коммерческого пилота. Годовой доход бюджета США от деятельности легкой авиации составляет более 42 миллиардов долларов. Конечно, в Штатах становление "воздушной" законодательной базы шло на протяжении десятилетий параллельно развитию частной авиации. И вполне закономерно, что в Украине, где еще лет пятнадцать назад личный самолет был чем-то из области научной фантастики, возникают проблемы с его эксплуатацией.
"Воздуха в Украине нет! - считает пилот-любитель Руслан. - Сейчас, чтобы сделать вылет, "малому" летчику нужно за день подать заявку с указанием аэродрома выпуска и аэродрома приема, которая проходит по спецаппарату! И еще сделать два телефонных звонка, чтобы открыть полеты, и два - чтобы закрыть. А летать я должен, следуя инструкции, в строго определенной зоне, которая заранее оговорена и согласовывалась четыре месяца! Парадоксально то, что не имеет значения, на какую дистанцию лететь и на чем: на "Боинге" или на любительском самолете. Формальности и правила придется соблюдать одинаковые. Отношение к авиации еще советское, военное. В той же Америке подход к любительской авиации по уровню ответственности чисто автомобильный. На определенной высоте по воздушным трассам двигаются большие пассажирские и грузовые самолеты. Эти трассы отмечены на авиационных картах. Нижнее, так называемое неуправляемое воздушное пространство(1,5-3 тысячи метров) всецело предоставлено в распоряжение пилотов-любителей. Безусловно, существуют запретные зоны - города, военные объекты, атомные станции, над которыми летать не разрешается, но в остальном - все весьма демократично. Получил права, зарегистрировал самолет, купил авиационную карту, сел и полетел".
Новые правила полета значительно облегчат положение аматеров. Эксперты полагают, что это настоящий прорыв для сверхлегкой авиации Украины. Вот как комментирует введение правил президент Всеукраинской ассоциации "Аэроклуб Украины" Александр Пихало.
"Мы пытаемся добиться, чтобы так называемая авиация общего назначения имела свое законодательство, как это принято во всем мире. Начало этому уже положено. С сентября вводятся новые правила полетов и классификация воздушного пространства, согласно которым аматерам в определенных частях воздушного пространства (по высоте) можно будет летать без необходимости получения разрешений на полет от Укравиатранса. Достаточно иметь "права", техпаспорт и карту, в которой будет указано, куда нельзя залетать. Реальными станут полеты по всей Украине, даже не выходя на радиосвязь с диспетчером. На территории СНГ это передовое решение - такого нет ни в России, ни в Белоруссии".
Сейчас, по мнению специалистов, появилось множество бизнесменов, которые в состоянии приобрести сверхлегкую и легкую авиационную технику. И, конечно же, они заинтересованы в получении летного образования.
Как стать летчиком
Стать пилотом-любителем технически не намного сложнее, чем научиться водить авто. Сумма, которая может для этого понадобиться, - около 5 тысяч долларов. За эти деньги вы научитесь управлять легким небольшим самолетом весом до 5,7 тонны или сверхлегким - до 470 килограммов. Овладеть мастерством пилотажа можно на специальных курсах при Кировоградской летной академии, Кременчугском летном колледже или в АСЦ "Пилот" (Киев). Для сравнения: в Чехии таких летных школ - 13, во Франции - 26, и очередь - на два года вперед.
Начинающим пилотам придется пройти специализированную медкомиссию стоимостью от 150 до 500 гривен. Дальше, согласно правилам, следует теоретическая подготовка (182 часа). И, наконец, практические летные занятия - необходимо "налетать" от 36 до 40 часов. Цена летного часа, в зависимости от типа воздушного судна, колеблется от 50 до 120 долларов. Кроме того, школа имеет право увеличить число учебных летных часов.
После окончания обучения, сдав все необходимые экзамены и зачеты, в том числе и по воздушному праву, ученик получает свидетельство об окончании сертифицированного учебного заведения. На его основании Департамент авиационного транспорта выдает соответствующее свидетельство пилота.
По мнению экспертов, "за такие деньги" пилотами становятся единицы. Для того чтобы реально научиться управлять легким самолетом, то есть самостоятельно совершать взлет-посадку и летать по кругу в простых метеоусловиях, достаточно пяти-шести летных часов. Максимум десяти. Поэтому платить за "лишние" 30 часов просто бессмысленно.
Более дешевый и демократичный путь - учиться летать в аэроклубе. Сейчас таковых в Украине насчитывается около 150. Естественно, в клубах энтузиастам приходится выполнять совершенно неромантичные хозяйственные работы, например, ремонтировать технику. Зато "путевка в небо" обходится дешевле. Но в итоге для получения прав надо все равно подтверждать свою профпригодность в департаменте.
Где купить крылья
После получения прав, конечно же, захочется приобрести личный самолет. Пока что большинство воздушных судов, которые пилотируют украинские аматеры, - самолеты-самоделки. Поскольку во времена Союза самолеты покупать для себя не разрешалось, авиационные специалисты их строили. Сейчас некоторые из них делают аппараты "для продажи". К слову, все легкие летательные аппараты регистрируют - ставят на учет в ОСОУ или ассоциацию "Аэроклуб Украины".
Иногда соотечественники приобретают самолеты за рубежом, популярностью пользуется техника, бывшая в употреблении. Например, за 20-30 тыс. долл. можно приобрести "бэушную" "Сессну" с небольшим налетом, выпущенную 20 лет назад.
Можно купить новенький самолет и в Украине. В стране сверхлегкие летательные аппараты выпускают три крупных предприятия. "Аэропракт" (Киев) и "Лилиенталь" (Харьков) специализируются на серийном выпуске самолетов. "Аэрос" (Киев) выпускает конструкторские наборы, из которых человек без специальной подготовки может самостоятельно собрать за пару месяцев самолет, а также мотодельтаплан, дельтаплан или параплан. Предприятия работают преимущественно на экспорт. Летательные аппараты украинских производителей можно увидеть в странах Европы, в Турции, США.
Средняя цена отечественного нового сверхлегкого самолета - 20-40 тысяч долларов. Дельтаплан обойдется примерно в 2 тысячи долларов, параплан - 1,5, мотодельтаплан - 12 тысяч долларов, конструкторский набор без двигателя и без приборов - 8 тысяч. Обмундирование дельта- или парапланериста - подвеска, спасательная система, приборы, конфес, шлем, ботинки - стоит 1,5-2 тысячи долларов.
По словам менеджера "Аэроса" Сергея Сергеева, в год фирма производит порядка 200 дельтапланов, 200 парапланов, 50 мотодельтапланов и около 100 конструкторских наборов сверхлегкого самолета "Стрейнджер". 98% продукции экспортируется за границу.
Харьковская фирма "Лилиенталь" производит 30 двух-, трехместных самолетов в год, средняя цена которых 22 тысячи долларов. За пределы Украины отправляется 70% продукции.
"Аэропракт" в 2003 году выпустил 30 самолетов, в текущем - 40. Производство растет ежегодно.