На перекрестках судьбы актера Валерия Сивача [ Редагувати ]
На Берковецком кладбище в Киеве отпевали Валерия Сивача - народного артиста, любимца публики, ведущего актера Русской драмы и театра "Браво". Сорок дней назад он погиб под колесами машины недалеко от своего дома, на бульваре Леси Украинки...
Если бы знать, какие улицы заводят в тупик, а на каких перекрестках споткнешься... Если бы знать. Тогда стоило бы включить на всех магистралях красный свет, чтобы замерли машины, прохожие и крикнуть: "Стоять!.."
Актер Русской драмы и театра "Браво" Валерий Сивач.
...Замечательный человек и хороший артист 25 апреля вышел из дому в магазин за хлебом... Не дошел. На пешеходном переходе его насмерть сбила машина, мчавшаяся на бешеной скорости. Спектакля у него вечером не было. Супруга пошла навестить маму. А он как-то странно торжественно подготовился к походу в магазин через дорогу: обул новые туфли, надел белую рубашку и лучший костюм с бабочкой, специально сшитый к премьере спектакля "Тема с вариациями", заявленного в афише театра "Браво" на 1 мая. В булочные так не ходят... А он шествовал, как на сцену. Как на премьеру. Как на эшафот. Он всегда - и в 60, и в 70 - держался франтом. Был в форме. Прямая спина, улыбка, взгляд поверх барьеров. Вышколенность и элегантность. Красавец мужчина из пьесы Островского! Очень давно, может быть, еще полвека назад, старые актеры Русской драмы так же разбавляли консистенцию будней праздничностью костюма, приподнятостью духа и внутренним аристократизмом. Сивача хотелось называть "Актер Актерыч", только не с уничижительным оттенком (свойственным этому штампу), а наоборот, с возвышающим и комплиментарным. Поскольку был он не просто трудолюбив, а жаден в работе. Вечерами - по 20 спектаклей в месяц! Ночами - муки-сомнения: ну почему меня не заняли в "Волках и овцах"?
В "Браво" играл... Господи, чего он там только ни играл! Десятки названий и стайки поклонниц после спектаклей. В Русской драме он выходил на сцену в "Возвращении в Сорренто" Никколаи и "Бешеных деньгах" Островского. В последнем спектакле его Кучумов выпархивал на подмостки, как бы теряя земное притяжение. Щебетал-заливался... Носился с пальмой и обольщал на коврике Сумскую-Чебоксарову. Он был очень хорошим - ироничным и отрешенным - доктором Дорном в "Чайке" Чехова здесь же, в Русской драме: играл в этом образе мудрое приятие жизни такой, как она есть... Дуэт с Кадочниковой (Полина) - как мелодия на два голоса о невзаимности и невозможности поздней любви: "Время наше уходит, мы уже не молоды, и хотя бы в конце жизни не прятаться, не лгать...".
Жена Сивача, актриса Театра оперетты Тамара Головчанская, рассказывает, что в последнее время он с головой ушел в эпистолярный жанр - ночами читал переписку Чехова и Книппер. И снова проявлял ту святую актерскую "жадность", будто бы примеряя на себя чужие роли, которые, увы, ему не доставались. А жене посвящал в блокнотике строчки из выученного наизусть эпистолярия великих: "Дорогой мой друг, я боюсь остаться без Вас... Вы единственная моя надежда, опора... Без вас бы я пропал..."
...За столиком кафе на площади Победы напротив меня сидит Тамара Федоровна. Курит и говорит. Говорит и курит.
- Стариком он не был никогда. У нас разница с ним в 18 лет, прожили вместе 20 лет, но этой разницы никогда не чувствовала. Как познакомились? Случай... Я прекрасно знала, что есть такой актер, и он, видимо, знал, что есть такая актриса в оперетте. Но судьба нас свела на актерском концерте в День Советской Армии. Это было в Доме офицеров. Я пела соло в сопровождении тапера. Перед выходом на сцену за кулисами увидела спину молодого мужчины. Подумала, что это оперный певец. Оказалось - драматический актер. К тому же известный... Концерт окончен. Он вызывается меня провожать. Помню, мы идем, а на дворе - снег, тишина... Прошли так одну улицу, другую, и как будто сознательно затягиваем путь. Потом расстались. Вдруг спустя какое-то время мне в театре говорят, что звонил Валерий Николаевич и оставил свой телефон. "Кто это?" - подумала. Перезвонила: "Боже, Валера, это вы!" - "Тамара, вы могли бы навестить меня? Мне очень плохо..." Он сказал свой адрес. Я приехала. С этого момента с ним и осталась...
В его жизни тогда был непростой период после расставания с Валерией Гавриловной Заклунной. Они разменяли жилье, и Валерий переехал в ту самую свою квартиру на бульваре Леси Украинки, где много лет нам было так комфортно. Мы долго с ним не расписывались. Зачем? Я его просто любила.
- Хоть какое-то предчувствие трагедии у вас было - сон, интуиция, приметы?
- Ничего... Правда, несколько месяцев назад мне приснился действительно страшный сон: потоп, вода заливает дом, все вроде бы оторвалось от почвы, все летит в тартарары... Я в ужасе просыпаюсь: "Валера, какой кошмар!" Он: "Ну у тебя и фантазии!" А накануне его гибели все было как всегда: разговоры о спектакле, планы на ближайшие вечера. В субботу вечером я уехала к больной маме, ей нужно было сделать уколы. 25-го утром мы с ним еще созвонились. Ближе к вечеру, около 17.00, в трубке слышу голос нашей консьержки из дома на бульваре Леси: "Тамарочка, с Валерой беда!" А моего первого мужа тоже зовут Валерием. Мы вместе с ним учились в консерватории, потом поженились, потом расстались, жизнь у него впоследствии пошла под откос. И я подумала: "Боже, какой горький итог..." Но потом спохватилась: "Постойте, какой Валерий? Как, Валерий Николаевич?" Кричу... Кричу... Сын Дима меня одевает. Сажает в машину. Мы приехали туда, на это место... Всюду кровь... Его уже увезли. Кричу: "Почему вы его увезли? Я же хотела его обнять, забрать домой!" Потом стала искать глазами водителя: "Где он? Где этот человек?!" Подошел мальчик. Худенький. 19 лет. Дрожит. Еле говорю: "Сынок, как же это получилось?" Он: "Я не могу сейчас разговаривать. Я запишу ваш телефон, а потом перезвоню". Он так и не позвонил. Были звонки от его отца, но не хочу о них даже вспоминать...
...Позже мне рассказали, как все случилось. Поклонник Валерия Николаевича - один известный архитектор - как раз в это самое время стоял на балконе и своими глазами видел всю ужасающую картину... Он видел, как Валера в новом костюме, в белой рубашечке с бабочкой переходит улицу, как два ряда машин останавливаются, пропуская его. А с третьего ряда вылетает эта проклятая "Мицубиси" и на бешеной скорости...
...У нашей консьержки была специальная тетрадочка, где записаны фамилии жильцов. Валерий Николаевич недавно попросил ее: "Если что-нибудь случится со мной, пусть у вас будут записаны эти четыре телефона, чтобы позвонить жене, если она у мамы, сыну - в Ленинград, Любови Викторовне Титаренко в театр "Браво" и в театр Леси Украинки..."
- До театра Леси Украинки у Валерия Николаевича был творческий период в Свердловске...
- Да, он работал в местном театре. Учился на театрального художника, потому что папа у него тоже художник, такой же трудоголик, как и Валерий. И смерть у отца такая же внезапная... Шел по улице, присел на остановке - и все... Очень часто, когда Валерий Николаевич разрывался между репетициями в "Браво" и в Русской драме, я говорила ему: "Отдохни, здоровье не купишь! Да и годы не те". - "Нет, - отвечает. - Кому я нужен в безделье? А я хочу, чтобы меня знала молодежь..." И молодежь, кстати, его любила. Он тепло относился к Оле Радчук и Толе Суханову в "Браво", а в театре Леси Украинки талантливая Оля Гаврилюк начала режиссировать для него "Тему с вариациями", спектакль, для которого он сам искал и спонсоров и творческие ресурсы. У Любови Викторовны Титаренко он всегда много играл и между ними были особые творческие и человеческие отношения, завязанные на любви, уважении и терпении... Я однажды подсчитала, что в марте, когда ему исполнилось 72 года, он сыграл за месяц 27 спектаклей подряд! Представляете? И никогда не жаловался на усталость. А на сцену много лет назад его привел случай, даже казус. В юности он был красавцем, романтиком, и его свердловские поклонницы, которые собрались поступать в театральный, попросили подыграть на просмотре. Он и подыграл... Да так, что комиссия зачислила его, а девочек отсеяла. Потом Валерия Николаевича рекомендовали на учебу в Ленинград. Там он встретился с Тамарой Авдеевной Останиной, своей первой супругой. Ее впоследствии приглашал в труппу БДТ сам Товстоногов, но она уехала за Валерием в Свердловск, где работала одним из первых дикторов на телевидении, став любимицей города. Затем на Киевской телестудии она также была одним из ведущих дикторов. Сейчас она уже на пенсии, живет в Петербурге. Их сын добился очень многого своими силами - в Петербурге он известный человек, занимается бизнесом. Однажды в буклете видела его фотографии вместе с Собчаком, Путиным... С сыном Валерий поддерживал очень добрые отношения. Постоянно созванивались, Валерий любил его.
- Когда-то в разговоре с Валерием Николаевичем узнал о его давнем романе с известной киноактрисой Изольдой Извицкой, звездой фильмов "Сорок первый" и "Вызываем огонь на себя"...
- Действительно, была такая история, но очень давно, еще в его студенческой юности. Как он сам рассказывал, роман с Извицкой продолжался где-то полгода. Но это молодость, увлечение. Извицкую тогда еще не снял Чухрай в "Сорок первом" - и слава, и трагедии были у нее впереди. Как я поняла по воспоминаниям Валерия Николаевича, Изольда была человеком богемным, склонным к выпивке...
- Он знал о ее кошмарной гибели от алкоголизма, невостребованности и семейной петли, в которую она попала, выйдя замуж за актера Бредуна?
- Да, конечно. Но Валерий Николаевич утверждал, что она покончила с собой... Видимо, у него были на то свои основания.
- Валерия Гавриловна Заклунная, его вторая жена, какой след она оставила в его жизни?
- Они ведь прожили вместе семнадцать лет. Могу сказать лишь, что Заклунную я всегда любила как актрису - и в "Сибирячке", и в "Судьбе"... Как человеку я благодарна ей - на панихиде в Русской драме она подошла ко мне и обняла: "Держись..." Даже после расставания с Заклунной Валерий Николаевич относился к ней с уважением и вниманием. Иногда на гастролях провожал ее до гостиницы, заказывал машину, нес чемодан. А если был спектакль в Киеве, мог позвонить мне: "Провожу Леру и сейчас же приеду". В театре они раскланивались: "Здравствуй, Лерочка..." И все. У каждого ведь была уже своя, другая, жизнь - семьи, спектакли, роли... Валера жил новой ролью в спектакле Русской драмы "Немного нежности", который репетировала Ирина Дука и премьеру которого планировали на новый сезон. Он в хорошем смысле болел предстоящей премьерой в "Браво" - "Темой с вариациями" Алешина. Напечатали даже афиши, сверстали репертуар... Потом пришлось сделать приписку: "В связи с гибелью актера спектакль отменяется". Ужас... Его персонаж в том спектакле, как он признавался, помогал говорить со сцены о порядочности в нашей жизни, где, к сожалению, все больше места занимают другие ценности. Знаете, лучше б вы писали рецензии на те две не сыгранные им премьеры, чем говорили со мной о нем для этой статьи...
Олег Вергелис, "Киевские Ведомости"