Счетная палата отмечает нарушения со стороны НАНУ при использовании бюджетных средств на научные исследования [ Редагувати ]
Счетная палата Украины провела проверку планирования и использования средств госбюджета Национальной академией наук на фундаментальную и прикладную науку и пришла к выводу, что экономическая, научная и контрольная деятельность аппарата Президиума НАНУ не обеспечивает выполнение ряда требований законодательных актов по вопросам планирования и расходования бюджетных средств на научные исследования.
Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, аудитом установлено, что учреждениями Академии по лицензионным договорам в 2002 и 2003 годах использовалось только 6% из имеющихся объектов прав интеллектуальной собственности. Причиной такого состояния является отсутствие реальных заказчиков, спроса на рынке интеллектуальной собственности, законодательно определенной методологии стоимостной оценки и учета объектов интеллектуальной собственности в бюджетных учреждениях, неплатежеспособность потребителей. В результате, интеллектуальная собственность НАН Украины, на сегодня, не оценена, отмечает Счетная палата.
Научно-организационным отделом, отделениями Президиума НАН Украины не отводилось надлежащее внимание разработке и выполнению мероприятий по использованию результатов научных исследований. Самостоятельное определение учреждениями Академии тем научных исследований и принятие их результатов (в объеме до 30% расходов на фундаментальные исследования) приводит к недейственному контролю за их выполнением и внедрением. В Академии отсутствуют сводные показатели получения экономического эффекта от внедрения результатов разработок, данные о внедрении НИР в разрезе общего и специального фондов, фундаментальных исследований и прикладных разработок.
Вместе с тем, на протяжении последних четырех лет Кабинетом министров Украины в нарушение требований закона Украины "О научной и научно-технической деятельности" и собственного положения о порядке определения объемов базового финансирования фундаментальных исследований за счет средств государственного бюджета, не утверждался перечень научных учреждений и высших учебных заведений (в том числе, НАН Украины), которым предоставляется базовое финансирование на проведение научных исследований. Вследствие этого, на уровне государства не определялась единая стратегия и основные направления фундаментальных исследований с учетом национальных интересов и мировых тенденций в развития науки.
Утвержденное Кабмином финансирование научных учреждений системы НАН Украины на 2003 год на выполнение государственного заказа по осуществлению разработок на важнейшие новейшие технологии по приоритетным направлениям развития науки и техники составляют 0, 8% от утвержденных в госбюджете объемов финансирования на фундаментальные исследования и прикладные разработки.
При этом аудитом установлено, что планирование и использование Национальной академией в 2002-2003 годах средства общего фонда госбюджета по бюджетным программам на фундаментальные и прикладные исследования (561 миллион гривен) осуществлялось в соответствии с уставными задачами. В основном средства направлялись на научные исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники: в 2002 году - 88, 7%, в 2003 году - 92, 2 % общего объема расходов Академии на фундаментальные исследования и прикладные разработки.
Выводы коллегии Счетной палаты были направлены в Кабинет министров Украины, Президиума Академии наук.