Олег Зарубинский: Мы - европейцы, а не евроазиаты [ Редагувати ]
Народный депутат Олег Зарубинский, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам Европейской интеграции, глава постоянной делегации ВР Украины в Парламентской Ассамблее НАТО, член Политсовета НДП - возможно, единственный представитель провластных сил, резко высказавшийся против изменений, внесенных Указом Президента в Военную доктрину, которыми вычеркнуты упоминания о вступлении Украины в НАТО и Европейский Союз.
Зарубинский убежден, что эти изменения, которые он считает изменениями внешнеполитических ориентиров государства, продиктованы из России, являются сигналом в адрес россиян, а их причиной стало приближение президентских выборов в Украине. Депутат в интервью Медиа-центру "Кандидат" поставил акцент на том, что "украинцы - скорее европейцы, чем евроазиаты", и призывает в своих действиях руководствоваться не интересами "дружетсвенной, соседской и даже исторически близкой страны", а интересами Украины.
По убеждению Зарубинского, "демократическая власть, которая придет к власти в Украине, сделает все, чтобы Украина не только декларировала, ассоциировала, но и действовала как европейское, а не евроазиатское государство" - кто именно будет возглавлять эту власть, он дипломатично не указывает.
- МЦК: Что Вы думаете по поводу известного указа президента и немедленной реакции на него со стороны МИД Российской Федерации? Насколько эти события могут быть связаны с украинской внутриполитической ситуацией накануне выборов?
-О.З.: Изменения в Указ не являются каким-то формальным действием. Они представляют собой очередной этап в общей тенденции, точнее, в реализации той тенденции, которую в целом можно охарактеризовать как определенная сдача позиций относительно национальных интересов Украины. В частности, речь идет о государственной независимости. Если во внутренней политике сегодня можно констатировать, что едва ли мы можем считать себя независимыми, зная, что 83 процента активов в нефтегазовой перерабатывающей промышленности принадлежат Российской Федерации, 66,7 процента активов в черной металлургии, которая нам дает очень много поступлений в бюджет, принадлежат России, около 40 процентов активов в телепространстве принадлежат РФ, более 30 процентов електрораспределения принадлежат Российской Федерации, то для меня, что касается экономики, понятно, что мы на 13-м году независимости очень далеки от того, что называется настоящей независимостью. Так как понимая, что западный инвестор, западный собственник, не просто западный, иностранный собственник - это, в принципе, вещи нормальные, и в Америке есть много японского капитала, и в Японии много капитала из других стран, но если наблюдается зависимость от одной страны, даже дружественной, - безусловно, это рост всего комплекса вызовов и опасностей для нашей страны.
А в случае с внесением изменений в доктрине, мне кажется, что это самый настоящий реверс. Причем, реверс, мотивированный не национальными интересами Украины, а конкретной внутриполитической ситуацией накануне 31-го октября, и мне кажется, что можно констатировать нечто подобное бартеру, политико-экономическому бартеру. Если за уступки во внутренней политике, а в данном случае уже и во внешней политике, Россия соглашается предоставить преференции, оказать поддержку - моральную, политическую, и я убежден, какую-то еще другую - одному и только одному из кандидатов. Разумеется, представителю власти.
Понятно, что для россиян позиция Украины в отношении НАТО является больным местом. Как это было и по отношению к Вышеградской четверке и бывшим советским республикам Балтии, когда они вступали в НАТО. Украину в плане НАТО Россия, очевидно, рассматривает как нечто вроде последнего бастиона, чтобы НАТО дальше не распространялось на восток. Но я убежден, что мы должны руководствоваться не интересами России, а своими собственными интересами.
Россия очень активно работала над тем, чтобы мы изменили свой вектор относительно вступления в НАТО. Тогда как ко вхождению Украины в Европейский Союз Россия относится, вроде бы, более-менее спокойно, понимая, что нам там еще не быть не 5, и даже не 10 лет. Хотя я убежден, что после изменения политической ситуации в Украине могут значительно измениться и темпы нашего в сторону Европейского Союза. Но это действительно не ближайшая перспектива. Это прекрасно понимают российские аналитики, видящие, что как раз на пути в НАТО у нас препятствий не так много, как о них сегодня говорят некоторые высокопоставленные чиновники.
Как раз для Североатлантического альянса Украина представляет исключительный интерес - и не только, кстати, геополитический, ресурсный, военно-технический и так далее, но и интерес как страна, которая имеет европейскую историю, и ментальность народа которой все-таки значительно ближе к ментальности западных европейцев даже в сравнении с нашими восточными славянскими, что называется, братьями.
Итак, подытоживая, я хочу сказать, что все эти действия властей отнюдь не способствуют укреплению нашей независимости и суверенитета.
Для нас, оказывается, то, чего хочет Российская Федерация, является решающим для реверса внешней политики Украины. Но в первую очередь это связывают, действительно, со следующими выборами.
-МЦК: Как Вы думаете, означает ли это решение отказ от достижения необходимых критериев - скажем, проведения свободных и прозрачных выборов, дальнейшей демократизации, дальнейших рыночных реформ?
-О.З.: Я бы серьезно связал эти вопросы. Ведь кто перед нами ставит вопрос о прозрачных, справедливых, честных выборах с равными возможностями для освещения избирательной кампании разных кандидатов средствами информации, а не педалирование только всемогущества одного кандидата. Кто перед нами ставит этот вопрос? Вы когда-то слышали, чтобы Российская Федерация, Беларусь, Казахстан или, может, СНГ настаивали на этом? Как известно, группа наблюдателей от СНГ признала справедливыми, демократическими, ну просто суперовыми выборы и в Азербайджане, и в Армении, и в той же Украине, кстати, когда они проходили. То есть, не они являются референтной группой в вопросе о прозрачных выборах.
Кто перед нами ставит этот вопрос? Ставит вопрос Европейский Союз, ставит вопрос Североатлантический альянс, ставит вопрос Совет Европы, и так далее. Очевидно, это настолько бесит кое-кого в нашей стране, что они готовы к реверсу внешнеполитического курса. Возможно, готовится определенная платформа для того, чтобы потом говорить, что они нам не указ, и у них нет никаких юридических оснований, хотя это неправда, вообще ставить перед нами вопрос. Почему-то вопрос вмешательства во внутреннюю политику, во внутреннюю ситуацию поднимается тогда, когда от нас требуют соблюдать соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, соответствия Хартии о специальном, особом партнерстве с НАТО. Когда они перед нами ставят этот вопрос, то считается, что это вмешательство. А если президент другой страны буквально называет и хвалит одного из кандидатов из соседней страны, то это называется, что все нормально. Я уже не говорю о медиа-ресурсе - около 40 процентов, я уже не говорю о полностью пропитанном русскими интересами информационном поле - в том числе, и печатных средств массовой информации в Украине, и тому подобное.
-МЦК: Как Вы думаете, действительно ли какая-нибудь из украинских групп от такого решения сможет выиграть? Не произойдет ли потом снова обратный реверс?
-О.З.: Большой вопрос. Ну, во-первых, как Вам известно, основы внешней политики, как, кстати, и внутренней, являются прерогативой не указов президента, а единого законодательного органа, и это черным по белому записано в Конституции. Изменение внешнеполитических ориентиров является компетенцией, прежде всего, Верховной Рады. То есть, понятно, что этот указ представляет собой скорее сигнал российским коллегам, что "мы делаем все, что вы хотите". Это, очевидно, сигнал для тех людей в Украине, которые исключительно ориентируются на Россию, а не на баланс между Европой, Россией и Америкой.
Но я убежден, что украинцы по своим ментальным признакам - скорее европейцы, а не евроазиаты. И понятно, что демократическая власть, которая, я надеюсь, придет к власти, извините за тавтологию, сделает все, чтобы Украина не только декларировала, но и действовала как европейское, а не евроазиатское государство.
-МЦК: Как Вы думаете, нынешняя Верховная Рада имеет для этого все необходимые ресурсы и механизмы?
-О.З.: Я думаю, что до выборов ничего этого, безусловно, не будет, я думаю, что вопрос внешней политики будет рассматриваться, причем разными политическими силами, в первую очередь в контексте влияния этих внешних сил на избирательный процесс, а не относительно ориентиров. Мне кажется, что это нарочно было сделано в такой период, когда реальной реакции, кстати, не только украинской, но и мирового сообщества на это в активном формате не может быть, ведь сейчас лето и так далее.