Дмитрий Киселев: Украину в России действительно никто не знает [ Редагувати ]

Телеведущий Дмитрий Киселев умудрился стать неотъемлемой частью украинского бомонда. Даже его российское гражданство практически незаметно. Почувствовал ли он себя украинцем за годы работы на канале ICTV и жизни в Киеве? С этого вопроса и началась наша беседа.
- В сентябре исполнилось четыре года, как живу в Украине, и, конечно, я чувствую разницу между украинцами и русскими. Во многом эта разница предопределяется миром, который царит в Украине, а в России идет война, тем, что Россия ощущает себя многонациональной страной, а Украина - нет, несмотря на то, что она де-факто - полинациональная держава. В Украине пока не сформирована окончательно национальная политика - ни на материке, ни на полуострове Крым: думаю, это еще предстоит сделать. Что же касается каких-либо черт украинского национального характера, то, наверное, он тоже еще до конца не сформирован, в том числе и государственный. Это не критика, а естественное состояние для тринадцатилетнего государства. Украина - держава-подросток, и я говорю об этом с теплотой: у подростка всегда впереди большое будущее. Чувствую ли себя украинцем? Пожалуй, ощущаю себя в общем культурном пространстве России и Украины, и являюсь его продуктом. Считаю, и этот факт очевиден, что колыбель нашей общей культуры здесь, в столице Киевской Руси.
- Вы работаете и на российском телевидении...
- Параллельный проект на российском телевидении у меня был всегда, но основная работа, конечно, здесь. Сейчас я делаю фильм об Украине для РТР, две серии по 44 минуты. Он будет называться "Самостійна Україна", именно так, по-украински. Делать его так же сложно, как написать, скажем, учебник совместной истории: до сих пор это не получилось ни у французов и немцев, ни у русских и украинцев. Предполагается, что этот фильм покажут по каналу "Россия" в середине октября: я в фильме беру интервью и у Виктора Януковича, и у Виктора Ющенко, двух основных кандидатов на пост президента Украины; в этом фильме будут и руководители их избирательных штабов, Сергей Тигипко и Александр Зинченко. Об экономике будет говорить экономический советник президента Андрей Илларионов, о культуре - Ежи Онух, директор центра современного искусства Киево-Могилянской академии, о жизни - Виталий Коротич, который разрывается между Киевом и Москвой, постоянно работает здесь и там.
- Не приоткроете ли секреты творческой кухни этого фильма?
- Прежде всего, подчеркну, для русских сейчас очень интересна Украина, особенно в свете предстоящих президентских выборов. Интерес растет, и практически одновременно делается несколько подобных фильмов: на канале ТВЦ этим занимается Михаил Дегтярь, на ОРТ - Андрей Малахов. Когда на канале "Россия" мне сообщили, что собираются делать такой фильм, я сказал: "Давайте лучше сделаю сам, чем кто-то другой": хотелось избежать откровенных ляпов. Ведь Украину в России действительно никто не знает. Лишь один пример: мы начинаем фильм с тринадцатилетних детей, которые выросли без Украины в составе Советского Союза, впрочем, как и без остальных бывших республик. Так вот, мы спрашивали в колледжах Москвы, что такое Украина. Одна девочка говорит: "Гостиница у нас такая есть". Вторая возражает: "Да нет, ты что, это же город такой, Украина". А третья вмешивается: "Дура, это не город, это страна, столица - Крым".
Вот такие поверхностные представления об Украине, собственно, и оправдывают достаточно серьезное содержание фильма. В нем будут освещены весьма болезненные темы для растущего государства, например, ситуация с Вооруженными Силами. Украина располагает крупнейшей армией в Европе, совершенно ненужной, это более трехсот тысяч человек (никто не может назвать точную цифру), более четырех тысяч танков. То есть в Украине танков в несколько раз больше, чем было с обеих сторон в крупнейшем в истории человечества танковом сражении под Прохоровкой. И то, что армия к концу следующего года сократится до двухсот тысяч, а к 2015 году - до ста тысяч человек, то есть втрое, причем военный бюджет утроится, думаю, россиянам очень интересно, потому что русское мышление традиционно милитаризовано. Что касается экономики, думаю, русским будет интересно узнать, что за семь месяцев текущего года валовой национальный продукт Украины увеличился на 13%. Это ошеломляющие темпы роста - практически вдвое выше, чем у российской экономики, причем в ситуации, когда газ и нефть Украина не продает, а покупает. То есть экономическая политика здесь гораздо более качественная, чем в России. Причем Украина опережает Россию по темпам экономического роста за последние пять лет постоянно и устойчиво. Так что хотя Украина все еще серьезно отстает в своем экономическом развитии от России, разрыв этот очень быстро сокращается.
- Вы утверждаете, что массовый зритель многого не знает об Украине, а как обстоит дело с этим у российских политиков?
- Думаю, что российские политики пока только подходят к какому-то реальному пониманию, что означает Украина для России. До сих пор к Украине относились по принципу "так не доставайся же ты никому". Вот у вас там то-то и то-то. Так вам и надо. А сейчас это отношение меняется, потому что россияне понимают: при объединении интересов Украина и Россия могли бы стать лидерами Евровостока, есть такое понятие. Идея в том, чтобы в условиях, когда Украина покончила со своим периодом евроромантизма и ее цель присоединения к ЕС если не снята, то отодвинута на очень далекую перспективу, а вступление в НАТО вычеркнуто из военной доктрины страны, пришло определенное понимание того, где именно находится ресурс развития.
К примеру, только за шесть месяцев текущего года товарооборот с Россией увеличился на 40%, в то время как за весь прошлый - на 30%, а в позапрошлом году - всего на 1-2%. Сейчас налицо совершенно очевидный бурный рост экономических взаимоотношений между Украиной и Россией. России это тоже нужно как-то осознать и понять, как сформировать условия, чтобы в дальнейшем сотрудничали не государства, а люди, создать условия для сотрудничества частных компаний. Для этого и предлагается в рамках проекта Единого экономического пространства свободный рынок товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Фактически за основу развития отношений с Украиной в новой российской концепции взят пример правительства единой Европы.
Уже говорят о создании "союза угля и стали", того, чем богата и Россия, и Украина: с него, собственно, начинался и Европейский Союз. Идея такая: когда наша экономика заживет своей жизнью, поднимется, будет неминуема конвергенция с Западом, о которой говорил еще Сахаров. Но уже на основе серьезных экономических достижений.
- А как обстоят дела в сфере СМИ, равны ли их возможности в Украине и России?
- До сих пор Украина воспринимала свои средства массовой информации лишь как повод для развлечения либо пиара. В результате в Украине оказалась только одна ежедневная газета и, может, две-три еженедельные, претендующие на серьезность. Прочая пресса, если не желтая, то откровенно отдает желтизной. К слову, я говорю об этом в своем фильме, и этот факт для русских будет большим открытием, потому что в России люди читают ежедневные толстые газеты - "Известия", "Ведомости", "КоммерсантЪ", и им трудно представить, как обойтись без них. Вот, собственно, в каком состоянии находится украинская пресса. Отражена эта ситуация в легендарной фразе Сердючки: "Ще не вмерла Україна, поки ми гуляєм так!". Считаю, Украине пора обратиться к более серьезной рефлексии на свой счет. Для россиян такой период осознания уже настал, они хотят понять, что же все-таки происходит как с их страной, так и с Украиной. Поэтому серьезные фильмы, статьи об Украине достаточно востребованы.
И коль вы спросили о равенстве возможностей СМИ, я обладаю все-таки российским взглядом на украинские реалии. Уверен, украинцы тоже должны сделать фильм о России, и этот фильм, думаю, будет интересен и россиянам. Впрочем, и о Польше, например, о Европе, о Европейском Союзе, куда собрались вступать: такой проект должен быть, и не один.
- Известна ваша личная инициатива проведения международных джазовых фестивалей в крымском Коктебеле; есть ли еще идеи проведения совместного досуга граждан двух государств?
- Прошел уже второй фестиваль, третий будет 15 августа следующего года: надеюсь, джазовый фестиваль в Коктебеле прижился. Я уже не раз говорил, что это многослойный проект, цель которого - противопоставить халтуре и попсе честную музыку. Джаз не играют под фонограмму, он никогда не станет коммерческим, зато способен собрать настоящих друзей. С их помощью уже реконструирована часть набережной перед домом Волошина, где проходит фестиваль, в будущем году планируем сделать сцену в море. Также в Коктебеле сейчас организовываю бильярдный турнир между кино- и телеперсонами Украины и России, тоже уже второй. По мере сил, как говорится, веду такие культурные инициативы: это интересно, приятно и полезно.
Беседовала Мария Старожицкая