Комитет ВР: в проекте Госбюджета-2005 размеры социальных гарантий не соответствуют уровню, установленному Конституцией [ Редагувати ]
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда рассмотрел поданный Кабинетом Министров Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на 2005 год (доработанный вариант).
Как сообщили в Информационном управлении Аппарата Верховной Рады Украины, комитет отметил, что правительством не учтены замечания и предложения, изложенные в письме от 30 сентября 2004 года в адрес комитета Верховной Рады по вопросам бюджета к проекту Госбюджета, внесенному в сентябре.
Комитет не согласился с предложением установить минимальную заработную плату на 11 месяцев 2005 года в размере 262 гривен, что меньше, чем прогнозируемый размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (409 гривен) и составляет лишь 64 процента от этого показателя.
Члены комитета отметили, что еще в 2003 году, согласно письму Кабинета Министров Украины в адрес председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина, предполагалось, что состояние экономики в 2005 году даст возможность обеспечить минимальную заработную плату в размере 70% прожиточного минимума для трудоспособного лица. Народные депутаты предлагают установить размер минимальной заработной платы на уровне 286 гривен.
Кроме того, в проекте Госбюджета на 2005 год не предусмотрено внедрение в 2005 году Единой тарифной сетки в оплате труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы, как отмечалось в Постановлении Верховной Рады Украины Об основных направлениях бюджетной политики на 2005 год от 24 июня 2004 года.
Не предусмотрены отдельной строкой средства на индексацию доходов населения и компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Установление на уровне прошлого года, то есть 80 гривен, уровня обеспечения прожиточного минимума для трудоспособных лиц для назначения помощи в соответствии с Законом Украины О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям приведет к снижению этой социальной гарантии по сравнению с размером прожиточного минимума на одно лицо - с 22,1% в 2004 году до 20,9% в 2005 году (этот показатель должен в 2005 году составлять 35% от прожиточного минимума на одно лицо, как это предусмотрено Генеральным соглашением).
Народные депутаты также обращают внимание на то, что лишь на 11 гривен 50 копеек по сравнению с прошлым годом увеличен размер помощи по уходу за ребенком до трех лет незастрахованным лицам, что не соответствует действующему законодательству и является ниже уровня инфляции и границы бедности (220 гривен по данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины). Кроме того, помощь по уходу за ребенком до достижения им трех лет предоставляется незастрахованным лицам в размере 60 процентов от уровня обеспечения прожиточного минимума, то есть 54 гривны, в то время, как застрахованное лицо уже сейчас получает эту помощь в размере 91 гривны.
Комитет высказал замечания и предложения относительно предложения правительства по решению вопроса возвращения денежных сбережений граждан в 2005 году. Народные депутаты отметили, что проектом Государственного бюджета Украины на 2005 год расходы по статье Социальная защита и социальное обеспечение, в частности на постепенную компенсацию гражданам потерь от обесценивания денежных сбережений, составляют 6,5 миллиарда гривен, что на 6 миллиардов гривен больше, чем в текущем году.
Вместе с тем члены Комитета отмечают, что расходы на возвращение деньгами утраченных вкладов остались на уровне текущего года, то есть 500 миллионов гривен, а предложенное осуществление расчетов по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР путем погашения задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 декабря 2004 года, за потребленные жилищно-коммунальные услуги в счет налогового долга предприятий жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, которые предоставляют эти услуги, запланировано в объеме 6 миллиардов гривен.
В целом, задолженность населения перед жилищно-коммунальным хозяйством, по данным управления взаимодействия с общественностью и СМИ Министерства финансов, составляет 9 миллиардов гривен.
Предусматривая при этом, что в случае, когда задолженность граждан отсутствует, такие расчеты будут проводиться в счет оплаты исключительно этими гражданами 20 процентов стоимости текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги, что, по мнению членов Комитета, нарушает равноправие вкладчиков из-за значительной разницы в сумме возвращенных таким образом денежных вкладов тем, кто имеет задолженность, и тем, кто ее не имеет.
По мнению народных депутатов, не соответствует действующему законодательству по общеобязательному государственному социальному страхованию и норма статьи 84 Заключительных положений законопроекта, которой устанавливается, что помощь по временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, застрахованным лицам, которые работают в бюджетных учреждениях, выплачивается Фондом социального страхования Украины по временной утрате трудоспособности, начиная с первого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности.
Обеспокоенность членов комитета вызывает появление новой статьи 88-1, которой предусмотрено, что средства на частичное покрытие расходов на погашение задолженности шахтерам по регрессным искам и одноразовой помощи в связи с утратой профессиональной трудоспособности, которая сложилась по состоянию на 1 апреля 2001 года в сумме 11 млн. 200 тыс. гривен, выплачиваются за счет Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины. При этом народные депутаты заметили, что финансовое состояние Фонда социального страхования от несчастных случаев вызывает большую обеспокоенность.
Комитет также отметил, что ст. 89 законопроекта установлено, что расходы на предоставление социальных услуг и материальное обеспечение безработных из числа незастрахованных лиц проводятся за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
По мнению народных депутатов, это противоречит принципам социального страхования и уменьшает финансовые возможности Фонда относительно приближения минимальных размеров выплат застрахованным лицам к уровню прожиточного минимума и сужает возможности повышения качества социальных услуг.
Комитет предостерегает правительство, что введение в действие с 1 января 2005 г. норм Закона Украины Об общеобязательном государственном пенсионном страховании в части пенсионного страхования создаст коллизию скрытого перераспределения страхового тарифа между разными страховыми фондами. По предварительным расчетам Минфина, для уплаты страховых взносов
На пенсионное страхование безработных лиц из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы потребуется не менее 685,3 миллиона гривен, по прогнозу Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы не менее 758 миллиона гривен. Покрытие данных расходов не предусмотрено в расчетах действующего размера отчислений в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы 2,4%, и возможно лишь за счет его увеличения до 3,2%.
В то же время, в соответствии с проектом бюджета, Фонду общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы на 2005 год предусмотрено уменьшение на 30 процентов расходов на финансирование предоставления социальных услуг безработным. Это одновременно приведет к необходимости уменьшения почти на треть объемов предоставления таких услуг.
Комитет предлагает приостановить введение в действие в 2005 году пункта 3 статьи 14 Закона Украины Об общеобязательном государственном пенсионном страховании относительно уплаты страховых взносов на пенсионное страхование Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Учитывая результаты обсуждения проекта закона о Госбюджете на 2005 год, Комитет внес соответствующие предложения и направил их для учета в работе при доработке законопроекта Бюджетному комитету Верховной Рады.