Широкому распространению электронной коммерции препятствует низкая интернет-культура населения [ Редагувати ]
Широкому распространению электронной коммерции в России препятствует низкая интернет-культура населения. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией SpyLOG в сентябре 2004 года.
В декабре 2004 года SpyLOG завершил масштабное исследование электронной коммерции в русскоязычном Интернете. В ходе электронного опроса среди сотрудников 400 интернет-магазинов выяснилось, что 28% респондентов считают основными факторами, сдерживающими развитие рынка электронной коммерции, отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через Интернет и общее недоверие с их стороны к нетрадиционным формам торговли. Немало хлопот доставляют владельцам виртуальных магазинов и разнообразные проблемы технического свойства (сбои в работе провайдера, необходимость организации доставки товара), с которыми периодически сталкиваются 23% опрошенных.
Между тем 16% интернет-магазинов намерены в ближайшее время расширить ассортимент предлагаемых товаров (дополнительно от одной до восьми товарных категорий). Такие планы не кажутся абсурдными, поскольку, даже несмотря на возросшую конкуренцию, значительная часть респондентов (60%) признает очевидные преимущества использования альтернативного канала сбыта для увеличения продаж за счет снижения операционных издержек и широкого охвата потенциальных покупателей.
Превратить в конечном итоге это количество в качество помогает эффект постепенного привыкания. Именно поэтому один из двух интернет-магазинов представляет собой онлайн-витрину обычного магазина, и покупатель при желании может сам прийти туда, чтобы приобрести заранее выбранный товар.
Причем предварительно оформить заказ, например, в том случае, если нет времени ждать ответа на отправленную заявку, можно и с помощью телефона. Такую возможность предоставляют более 90% интернет-магазинов.
Для того чтобы привлечь покупателя, а таковым, по собственным оценкам участников опроса, становится в среднем каждый десятый посетитель интернет-магазина, наряду с привычными методами продвижения товара (реклама в печатных изданиях), половина магазинов использует принципиально новые инструменты, как то текстовая и баннерная реклама в Интернете.
Постоянное повышение эффективности работы поисковых систем привело тому, что в настоящее время 75% интернет-магазинов периодически или регулярно прибегают к контекстной рекламе, которая не вызывает раздражения у пользователя, так как предлагает посетителю купить нужный товар в нужный момент. Уже сейчас 44% респондентов считают проведение рекламных кампаний в Интернете достаточно действенным средством привлечения клиентов, а 32% интернет-магазинов выделяют на них более половины своего рекламного бюджета.
Дополнительным стимулом для потенциального покупателя интернет-магазина служит привлекательная цена предлагаемого товара, который, как правило, дешевле аналогичного в традиционном магазине благодаря отсутствию затрат на содержание торговых площадей и складских помещений. Немаловажным условием для посетителя является не только цена товара, но и приемлемые условия его доставки.
Учитывая, что в 42% интернет-магазинов средняя стоимость покупки составляет менее 100 долларов, плата за доставку товара может оказаться непомерно высокой по сравнению с его ценой. Поэтому 32% (а при определенных условиях свыше 70%) магазинов предлагают доставить товар бесплатно, создавая тем самым покупателю дополнительное удобство.
Однако, по мнению представителей интернет-магазинов, здесь не обходится без накладок. По устоявшейся традиции оплата заказа производится преимущественно в наличной форме курьеру при получении, но иногда покупатель в последний момент отказывается от доставленного товара. Отрадно, что от недобросовестных покупателей пострадало всего 5% респондентов.