Преодоление экономического кризиса в постсоциалистической Венгрии: "шоковой терапии" - нет! [ Редагувати ]
Считается, что Венгрия имела наилучшие стартовые показатели в начале 1990-х годов среди стран социалистического блока. Судите сами: хозяйственные реформы тянулись в стране еще с 1969 года; уже к середине 80-х годов понятия "частная собственность", "рыночные механизмы ценообразования" не были для венгров пустыми звуками; а уже в 1992 году в Венгрии начали действовать экономические разделы соглашения об ассоциированном членстве страны в Европейском союзе.
Однако и Венгрии, со всеми ее позитивами в экономике, не удалось избежать негативных последствий развала социалистического блока. Поэтому из опыта этой центрально-европейской страны в преодолении экономического кризиса в 1990-х годах прошлого века современная Украина может извлечь достаточно полезных уроков.
Первые реформы: "шоковой терапии" - нет!
Венгерское руководство с самого начала выступило против проведения так называемой "шоковой терапии", как это было сделано в Польше, Югославии, Болгарии, Чехословакии. Правительство страны поддержало последовательную и постепенную системную трансформацию. Такой подход обосновывается, во-первых, необходимостью сохранять и в дальнейшем гражданский мир на этапе радикальных изменений, поддерживать общественный консенсус, обеспечивать в переходный период относительную стабильность экономики и внутриполитической ситуации; во-вторых, данная стратегия учитывает долгосрочный характер трансформации (структурная перестройка, приватизация, формирование развитой рыночной инфраструктуры), объективную невозможность решить эти проблемы "одним махом". Кроме того, существенной особенностью венгерской экономики раннего постсоциалистического периода стало то, что первые планы институциональных трансформаций появились в 1988 году и постоянно совершенствовались под руководством экспертов-профессионалов. Таким образом, венгерское правительство 1990 года приняло экономику уже в процессе преобразований. Ему не надо было начинать с нуля.
Тем не менее, первые реформы были довольно решительными: начиная с 1990 года, Венгрия проводила либерализацию внутренних цен, инициировала процесс отмены большей части субсидий и дотаций промышленности и сельскому хозяйству, закрытия нерентабельных, неконкурентоспособных предприятий, увольнения рабочих по причине сокращения объёмов производства. Наряду с этим шёл процесс либерализации внешней торговли и импорта. Однако роль государства в экономике коренных изменений не претерпела: государство не собиралось выпускать из-под контроля экономику и по-прежнему оставалось не консультантом или арбитром, а директором-распорядителем.
Отсутствие "шоковой терапии" и приверженность плавным мерам, которые выражали желание правительства избежать социальных потрясений и стагфляции привели к тому, что за 1990-91 года объём промышленного производства сократился на 28,4%, в 1993 году - ещё на 9,8%. Но с 1993 по 1995 года отмечается рост этого показателя с 3,9% до 5,8%.
Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс Венгрии может служить довольно яркой иллюстрацией общей экономической ситуации в стране в середине 1990-х годов.
Сельское хозяйство, которое было ведущей экспортной отраслью, в начале 90-х пережило резкий спад. Венгрия входила в пятёрку ведущих стран мира по производству зерна и мяса на человека. Объём сельскохозяйственного производства сократился на 55%, площади обрабатываемых земель - на 28%. Имел место большой отток капитала из сельского хозяйства. Более того, правительство отменило субсидии фермерам, лишив их финансовой поддержки.
После определенных законодательных регулирующих шагов уровень капиталовложений в сельское хозяйство к 1994 году повысился. Сократившись более чем на 30% в предыдущие годы перестройки , продукция сельского хозяйства стала заметно расти. Интересен опыт образования новых хозяйственных обществ в Венгрии, которых создавалось 10-11 тысяч ежемесячно, в последствие же ликвидируется лишь незначительная их часть. При таком большом количестве обществ самыми распространенными оказались товарищества с ограниченной ответственностью и коммандитные товарищества. Характерным для всех хозяйственных обществ является небольшая численность занятых (в 90% таких объединений работает менее 10 человек).
Приватизация
Немаловажную роль в стабилизации экономической жизни Венгрии сыграла относительно успешная приватизация. Приватизацию курировало Государственное имущественное агентство. В середине 90-х годов половина предприятий, преобразованных ранее в хозяйственные общества, была продана, а 44% процента стояло на пороге продажи. В самом начале реформ все доходы от приватизации шли в казну государства, однако к указанному периоду около 50% поступлений оставалось на местном уровне.
Естественно, на приватизационном направлении далеко не все было так безоблачно, как хотелось бы венгерскому руководству. Тем более, что много его инициатив в области разгосударствления так и оставались декларативными. Кроме, пожалуй, автомобилестроения, ни одна другая отрасль не получила благодаря приватизации нового толчка в развитии.
Однако, со второй половины 90-х годов наметился постепенный - хотя и не совсем стабильный - экономический рост. И совсем не последнюю роль в этом сыграла твердая политическая воля руководства Венгрии.
Без политической воли экономические потуги малоперспективны
Дипломатические отношения между Венгрией и Европейским Союзом установились еще в 1988 году, когда было заключено соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве. С тех пор взаимоотношения Венгрия-ЕС развивались довольно динамично. Даже когда венгерское правительство теряло почву под ногами в собственной стране, оно неизменно чувствовало поддержку Евросоюза. Во многом это обуславливалось твердой приверженностью Венгрии к европейскому курсу.
Этапным событием для Европы в общем и Венгрии в частности стало решение о дальнейшем расширении ЕС в 2004 году. Перед страной были поставлены конкретные задачи в виде так называемых "копенгагенских критериев", одним из которых является требование иметь функционирующую рыночную экономику, способную справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе.
Благодаря гармонизации внутреннего законодательства с европейским, а также приведению своих экономических норм в соответствие с евросоюзовскими по программе "белой книги" Венгрия в мае 2004 года вошла в состав Европейского Союза. Эксперты сходятся во мнении, что экономические потуги Венгерской республики, какими бы успешными они не были (а они в большой степени и не были), отошли на второй план перед политической волей руководства страны.