Не следует тормозить отечественную автомобильную отрасль на разгоне [ Редагувати ]
Очевидный, на первый взгляд вопрос, снова требует ответа. Ведь отечественное автомобилестроение, которое в последние годы динамично развивалось, сейчас может возвратиться к "первобытнообщинному строю". Поскольку эту область машиностроения собираются преждевременно лишить налоговых преференций.
Еще недавно, в 1997 году, в Украине было произведено аж 2 тысячи автомобилей. Тогда как в минувшем, 2005 году, - 181,6 тысячи автомобилей. Ни для кого не секрет, что успех стал возможный благодаря помощи государства. В свою очередь, государственное стимулирование производства автомобилей разрешило увеличить объем иностранных инвестиций в эту отрасль. Протекционистская политика государства, вопреки критике со стороны импортеров (что не удивительно), разрешила лишь Запорожскому автомобильному заводу (ЗАЗ) на протяжении последних семи лет привлечь на модернизацию производства около 400 миллионов долларов США. Скажем прямо - аналогичных примеров, если и найдется в нашей стране, то немного.
Впрочем, часто пророков у нас принято искать за границей и собственный опыт не убеждает. Успехи украинской автомобильной отрасли заметили, например, в России. Местный влиятельный журнал "Эксперт" отмечает: иностранные инвестиции направляются к соседям. Украинцы оказались более прагматичными и ловкими.
А вот выводы известной в мире консалтинговой компании Ernst&Young, специалисты которой по заказу российского правительства исследовали вопрос привлечения иностранных инвестиций в автомобильную отрасль. Проанализировав международный опыт, они сделали однозначный вывод: не стоит и надеяться на иностранные поступления в случае отсутствия реальных шагов государства в сфере поддержки инвестиционной деятельности.
В Украине такие шаги не были сделаны. Иностранные инвестиции надежно защищены тремя законами - "О стимулировании производства автомобилей в Украине", "О защите иностранных инвестиций" и "Об инвестировании ...". И даже страшно представить, что произойдет, если этой защиты и вовсе не будет. Здесь и международные санкции, и многомиллионные штрафы и так тому подобное. Понятно, что на пути к объединенной Европе нашей стране все не нужно.
Вместе с тем нужны и новые рабочие места (напомним, что президент Украины Виктор Ющенко не раз подчеркивал необходимость ежегодно создавать миллион рабочих мест). Общеизвестно, что одно рабочее место в автомобильной индустрии способствует созданию семи рабочих мест в сопредельных областях. Например, тот же ЗАЗ сотрудничает с 981 поставщиком комплектующих и запчастей, 83 транспортными компаниями, 79 поставщиками услуг, 10 банками и так далее. Только за минувший год благодаря Запорожскому автозаводу на предприятиях-поставщиках и смежниках было создано 1,3 тысячи новых рабочих мест. Вполне понятно , что с точностью до наоборот количество рабочих мест будет "таять", если государство бросит на произвол судьбы собственную автомобильную отрасль.
Все вышесказанное - это не только размышления автора. Об этом речь идет и в открытом обращении трудового коллектива ЗАО "ЗАЗ" к правительству и Верховной Раде. Вот лишь отрывок: "за годы реализации инвестиционной программы ЗАЗа численность коллектива не только не уменьшилась - за счет создания новых рабочих мест она выросла до 21300 работников. Вместе с украинскими предприятиями-смежниками только за минувший год ЗАС пополнил бюджет больше чем 1 миллиард гривен. Все это стало возможным исключительно благодаря многолетней кропотливой работе по созданию государством условий для возрождения и развития отечественного автомобилестроения.
Налоговые стимулы, предоставленные завода в обмен на ряд обязательств, разрешили привлечь к партнерству таких знаемых в мире инвесторов как General Motors, DaіmlerChrysler, Opel, создать в сотрудничестве с ними новое автомобильное производство и начать воплощать у жизни грандиозные планы его дальнейшего развития.
Налоговые стимулы, предоставленные заводу в обмен на ряд обязательств, разрешили привлечь к партнерству таких известных в мире инвесторов как General Motors, DaіmlerChrysler, Opel, создать в сотрудничестве с ними новое автомобильное производство и начать воплощать в жизнь грандиозные планы его дальнейшего развития. Преждевременное возвращение до 100%-ой налоговой нагрузки к установленному законом срока (1 января 2008 года ) перечеркнет все эти планы, не даст возможности завершиться масштабной программы технического переоснащения, подрежет крылья на взлете автозавода и его трудовому коллективу ".
Итак, в случае преждевременной отмены преференций, техническое переоснащение на ЗАЗе будет остановлено, перспективные проекты (например, запуск нового конвейера на 100 тысяч машин, нового моторного производства на 300 тысяч двигателей на год за нормами екологичности Евро 4) свернуты. Конечно, возрастут цены на наиболее массовые автомобили - по предварительным подсчетами специалистов, минимум на 20%. Покупать станут меньше, что приведет к уменьшению объемов заказов у поставщиков. Потребность в квалифицированных рабочих, которые прошли обучение на немецких предприятиях, исчезнет, вместе с тем ними пополнится и армия безработных. Наконец все это сводится к существенному уменьшению поступлений в бюджет. Такой вот шаг "навстречу людям".
Можно на все посмотреть еще и под другим углом зрения. Украинские потребители приобрели только 75 тысяч автомобилей марки "Ланос". Понятно, что для поддержки любого автомобиля нужны запчасти. Сейчас в целом мире "Ланосы" и запчасти к нему производтся лишь в Украине (Запорожским автозаводом) и в Польше (завод FSO на заказ того же ЗАЗа). В случае свертывания этого производства 75 тысяч собственников автомобилей останутся с своими проблемами с ремонтом наедине...
"Мы надеемся, что новое правительство и народные избранники, принимая судьбоносные для Украины решения, не будет думать о призрачной выгоде настоящего, не будет стараться избавиться не только от отрицательных, но и от положительных достижений минувших лет, а будет взвешено искать пути решения насущных и перспективных для страны задач", - этими словами заканчивается обращения трудового коллектива ЗАО "ЗАЗ" к Кабинету министров и Верховной Раде. На сегодняшний день добавить больше ничего.
Орест Хомский