"Черноморский гость": могут ли россияне "десантироваться" в Крыму? [ Редагувати ]
"Кто владеет Севастополем, тот владеет Крымом" - говорил адмирал Нахимов. "Нынешняя военно-морская база в Севастополе останется и впредь основной точкой базирования российского Черноморского флота", - заявил недавно министр обороны России Сергей Иванов. Инцидент с несанкционированной высадкой российских морских пехотинцев в Крыму, по мнению экспертов, способен вызвать не меньший политический скандал, чем недавний конфликт вокруг острова Тузла. И, вполне возможно, приведет к пересмотру сроков и условий пребывания российского Черноморского флота на территории Украины.
"Незваный гость"
Поводом для перерастания "хронической проблемы" украино-российских отношений в очередной скандал послужил инцидент с российским кораблем "Николай Фильченков". В ночь на 23 марта он пересек государственную границу Украины в районе Феодосии и произвел высадку 142 морских пехотинцев и 28 единиц техники. Российская сторона утверждает, что Украину просто "забыли" предупредить...
Итак, по мнению украинских властей, нежданный визит российских "черных беретов" на украинскую территорию можно (при желании) квалифицировать и как вторжение. Ведь украинские пограничники вообще не были поставлены в известность о намерении России "десантировать" морпехов. Следовательно, российская сторона грубо нарушила положение двустороннего соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года, согласно которому подобные действия могут проводится только при наличии разрешения и согласия со стороны украинских властей.
Позиция России выглядит следующим образом: во-первых, поскольку подобное требование не было вписано ни в одно соглашение по Черноморскому флоту, Москва не считала себя обязанной соблюдать это условие. Во-вторых, оказывается, наш северный сосед просто проводил в Крыму военные учения. В частности, пресс-служба российского Черноморского флота заявила, что сроки проведения учений морских пехотинцев были заранее согласованы с органами военного управления военно-морских сил Украины. Вот только самим пограничным службам Украины не сказали об этом - "забыли". А позже источник в главном штабе военно-морского флота России заявил, что причиной инцидента стала всего лишь "техническая недоработка".
В связи с этим некоторые украинские политики вновь заговорили о необходимости пересмотра договора о статусе Севастополя и базировании там российского флота. Как известно, 17 статья Конституции запрещает пребывание и базирование иностранных войск на территории суверенной Украины. Однако, вопреки букве Конституции, российскому Черноморскому флоту позволили "погостить" в Украине, лет двадцать - до 2017 года.
Такая же "неожиданная" реакция
Следует отдать должное нашим политикам, которые продемонстрировали завидное красноречие, комментируя инцидент с высадкой российского десанта в Крыму.
Прежде всего, поразил президент Виктор Ющенко, который назвал данный инцидент "военной аляповатостью". Позже, видимо, сообразив, что данное лексическое выражение не совсем понятно простым обывателям, назвал случившееся "военной недоработкой" и объяснил свою позицию более подробно: "просто, майоры, полковники привыкли выходить там, где им хочется выходить, не понимая содержания договора и ответственности за его нарушение, - заявил Ющенко в интервью газете "Известия".
У главы Службы безопасности Украины Александра Турчинова пребывание Черноморского флота Российской Федерации на украинской территории "создало дискомфортные ощущения" - по крайней мере, так он описал свои эмоции в программе "Підсумки" на телеканале "Эра".
Далее последовали заявления о возможном пересмотре договоренности о базировании российского Черноморского флота в Крыму. Так, глава внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк не преминул публично заявить о том, что "не видит целесообразности пребывания российского Черноморского флота на территории Украине". Правда, сделал он это заявление не как официальный представитель, а за несколько дней до назначения министром иностранных дел.
Некой кульминацией "лексической тирады" стало заявление секретаря СНБОУ Петра Порошенко, о том, что "вопросы регламентации порядка пребывания Черноморского флота на территории Украины в ближайшее время станут предметом рассмотрения Совета национальной безопасности и обороны Украины".
"Маємо те, що маємо"
Начало периода базирования Черноморского флота России в Крыму и Севастополе на условиях аренды было положено подписанием 31 мая 1997 года Большого договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Соглашения по Черноморскому флоту предусматривают размещение на территории Украины российской военной группировки общей численностью до 25 тысяч человек личного состава, 24 артиллерийских систем калибра более 100 миллиметров, 132 боевых бронированных машин. Кстати, ядро сил флота составляют морская штурмовая авиация, ракетные корабли и катера, способные нести и применять ядерное оружие.
Судьба Черноморского флота бывшего СССР, и судьба Крыма и Севастополя, в частности, решалась в течение пяти лет - с 1992 по 1997 год. Тогда, в 1992-м, Россия предложила вариант единого, общего для России и Украины флота. Такой сценарий, по мнению российской стороны, был "единственно возможным", ссылаясь на следующие аргументы. Первый: "флот невозможно поделить физически". Сегодня этот тезис кажется абсурдным - ведь прецеденты "раздела морского наследия СССР" уже были - как-то же поделили Каспийский флот между Казахстаном, Россией и Азербайджаном, удалось это и в случае с Балтийским флотом, который успешно был разделен между Россией и Балтийскими государствами. Неужели об этом опять "забыли"?
Второй аргумент российской стороны: "у России и Украины общие интересы в сфере обороны". Российские средства массовой информации "намекали" на то, что территориальные претензии имеют соседи: Турция - на Крым, а Румыния - на остров Змеиный. Однако тогда подобные претензии ни Турция, ни Румыния не выдвигали. В отличие от России. Возникает вопрос: каким образом вариант того, что общий флот может защищать одновременно два государства, одно из которых имеет территориальные претензии к другому, мог вообще обсуждаться?
Такая "смелость" российских политиков объясняется весьма просто: у них были две местные "группы поддержки" - военнослужащие (которые при Советском Союзе служили в Севастополе и явно не хотели менять привычный образ жизни, получая при этом зарплату не меньшую, чем в их коллеги в вооруженных силах Российской Федерации) и крымские татары (которые могли бы воспользоваться ситуацией обострения украино-российских отношений для получения большей независимости от Киева).
В то время возникли и юридические коллизии - Украина ссылалась на такие нормы международного права, как "все, что находится на территории страны, является ее собственностью". Казалось бы, неоспоримый довод. Но Россия не сдавалась и выдвинула следующий уникальный по своей природе тезис-предложение: "Черноморский флот - это часть стратегических (!) сил .. СНГ". И предложила "отдать" ей контроль над этими "стратегическими" силами. Хотя всем известно, что никаких стратегических заданий Черноморский флот никогда не выполнял и никаких стратегических вооружений в его арсенале никогда не было.
Украине удавалось весьма успешно "отбиваться" от российских претензий до 1993 года - начала экономического кризиса. Первыми с "тонущих кораблей" украинского флота стали "бежать" офицеры. Они начали занимать российскую сторону, надеясь поправить свое финансовое благосостояние. Одновременно Москва использует "традиционный" прием давления: по сути ставит Украине ультиматум выплатить огромный долг за энергоносители. Такая стратегия России дала свои результаты: Протокол об урегулировании проблем Черноморского флота, который подписали Ельцин и Кравчук в Массандре, как раз означал согласие Украины на базирование российского флота на территории Украины.
Тем не менее, окончательно контуры урегулирования проблемы Черноморского флота удалось очертить лишь в июне 1995 года, когда в Сочи состоялась встреча Ельцина и Кучмы. Было подписано соглашение, согласно которому: Черноморский флот России и ВМС Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в Севастополе. За Россией осталось 3 пункта базирования корабельного состава: Севастополь, Феодосия и, временно, Николаев, и 1 место дислокации береговых войск (Севастополь). Эти решения были окончательно подтверждены в Договоре о дружбе и сотрудничестве, который был подписан 31 марта 1997 года. Соглашение по главной базе Черноморского флота действует до 2017 года.
Однако еще долго Россия продолжала "обкатывать" тезис об исторической принадлежности ей Крыма и Севастополя в частности. Черноморский флот основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины Второй после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года Севастополь) впервые были введены корабли и суда из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота.
Но в 1954-м "дров наломал" Никита Хрущев - истинный почитатель сенсационных экспромтов. Празднуя 300-летие присоединения Украины к России, он на радостях взял да и подарил нам Крым. Причем сделал это без каких-либо предварительных консультаций и согласований с правительствами и парламентами сторон. Лишь постфактум Президиум СССР "узаконил" волю Хрущева. И здесь мы имеем главную юридическую коллизию: Президиум не имел на это полномочий, подобные решения мог принимать только Верховный Совет. Поэтому трудно говорить о законности данного указа. Именно на этот аргумент часто ссылается российская сторона для оправдания своего права базироваться в Крыму.
Дома хорошо, а в гостях лучше
Каковы же мотивы России в необходимости иметь свои базы в Крыму? Что касается непосредственных задач российского флота, то основные из них, как отмечали украинские военные эксперты, - ограничение турецких намерений доминировать в Черноморской морской акватории и контроль за действиями НАТО в этом регионе. Флот продолжает оставаться весьма эффективным механизмом удержания Украины в едином оборонном пространстве СНГ, небезосновательно считают специалисты некоторых государственных ведомств.
Почему же именно Севастополь так важен для России? В сентябре 2003 года Путин, видимо предчувствуя потенциально возможное "неладное" в развитии украино-российских отношений, подписал Указ о создании пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. Однако Владимир Владимирович объяснил, что это "не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе". Что же это - запасной вариант, Россия опасается, что "гостить" в Крыму она будет еще недолго?
А в Севастополе россиянам и вправду удобно. Во-первых, у России на Черном море нет ни одного крупного порта, кроме этого Новороссийска. Цемесская бухта, где сегодня расположен новороссийский торговый порт, имеет сигарообразную форму и не идет ни в какое сравнение с разветвленными фиордами Севастополя, способными укрыть от атаки с моря любой корабль. Во-вторых, за 200 с лишним лет в Севастополе, который изначально строился как военно-морская база, создана мощная инфраструктура: причалы, гигантский подземный арсенал, удаленные посты берегового наблюдения и ПВО и так далее. И это терять Россия явно не желает.
"Если завтра война"
Что касается позиции Украины по данному вопросу, то ситуация выглядит следующим образом. Согласно подписанным в мае 1997-го соглашениям, Черноморский флот РФ имеет статус ограниченного военного контингента иностранного государства. Причем наибольшего контингента России за пределами ее границ: сегодня российский Черноморский флот насчитывает около 16 тысяч военнослужащих. Во-первых, эта военная группировка вполне может стать преградой на пути Украины к членству в НАТО. А во-вторых, в случае возникновения напряженных отношений России и НАТО Украина, желает она того или нет, автоматически становится союзником России и противником альянса. Согласно нормам международного права, государство (Украина), предоставившее свою территорию любой из конфликтующих сторон (России) против любой третьей стороны, является участником чужого конфликта. Сбрасывать со счетов такой вариант развития событий не стоит. Тем более, что "зачатки" развития подобного сценария уже имели место. Стоит вспомнить участие роты морской пехоты Черноморского флота РФ в Чеченской кампании. Это несло потенциальную угрозу террористических актов на территории Украины.
Во-вторых, Украина несет расходы на содержание инфраструктуры Севастополя, которая используется для обеспечения функционирования подразделений как Вооруженных Сил Украины, так и Черноморского флота Российской Федерации. Между тем, ежегодные потери местного бюджета Севастополя от использования земельных участков Черноморским флотом РФ без внесения арендной платы составляют 36,4 миллиона гривен, а от предоставляемых льгот - 24,813 миллиона гривен в год.
С другой стороны, нельзя забывать, что на ЧФ фактически "работает пол-Севастополя", и флот на 70% обеспечивается украинским продовольствием, что несомненно выгодно украинским крестьянам. Более того, "гостит" Россия у нас "не за прсто так" - российский флот останется в порту Севастополя, за аренду которого Москва заплатила 6,4 миллиона долларов в 2003 году и около 12 миллионов долларов в 2004 году.
Наконец, присутствие 16 тысяч военнослужащих иностранного государства на территории Украины, около 380 суден и боевых кораблей, 11 новых бомбардировщиков Су-24, способных нести ядерное оружие (с перспективой появления еще 11 в обозримом будущем) давно классифицируется в Украине как дестабилизирующий фактор национальной безопасности.
Хотелось бы верить, что эта ситуация носит временный характер, и к маю 2017 года наша страна восстановит свои политические позиции. Инцидент с высадкой российского десанта в Крыму вновь поставил вопрос о целесообразности пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Однако, вполне возможно, что этот инцидент был "проверкой #2" реакции украинских властей на кричащий факт нарушения государственной границы украинской власти, как это было опробировано в случае с Тузлой. Киев намерен доказать, что молчать не будет. Этот прогноз подтверждают слова министра иностранных дел Бориса Тарасюка, который в интервью "5-му каналу" заявил, что "Украина выступает за скорейшее подписание договора, запрещающего использование личного состава Черноморского флота России и боевой техники, которая базируется в Украине, для боевых действий и операций за пределами места дислокации, в том числе для боевых учений". Возможно, такой "компромиссный вариант" - российский Черноморский флот еще немного "погостит" в Украине, но любые маневры будет проводить только с разрешения украинских властей - может стать неплохим выходом из сложившейся ситуации. И этот вариант должен быть соответственно юридически оформлен, а "забывчивость" россиян - должным образом караться.
Только вот "гостить" российские военнослужащие будут в Украине еще недолго - Виктор Ющенко уже довел до ведома "гостей", что крайний срок пребывания Черноморского флота в Украине - 2017 год.
По материалам: 5 канал, Эра, Интерфакс, Международная экономика и международные отношения, Політика і час, Зеркало Недели, Независимое военное обозрение, Известия, nvo.ng.ru, militera.lib.ru