Туркменистан: Ниязов, международная экономика и "хлопковая" революция [ Редагувати ]

"Новая история нашей страны неразрывно связана с жизнью и деятельностью великого лидера туркмен, Первого Президента Туркменистана - Сапармурата Туркменбаши", - такими словами начинается биографическая справка Сапармурата Ниязова на его неофициальном сайте (официального нет). Сразу видно: Ниязова в Туркмении любят. Не все и не сильно, но - любят.
Хватит ли ему этой странной любви, чтобы доказать необоснованность участившихся в последнее время утверждений про грядущую "хлопковую революцию"? И каковы перспективы украино-туркменских отношений, если революция таки случится либо же не случится?
Восхождение
Как повелось в большинстве стран на постсоветском пространстве, с провозглашением ими независимости президентом становился-избирался первый секретарь ЦК Компартии соответствующей республики. Не стал исключением и Туркменистан.
Сапармурат Атамуратович Ниязов довольно быстро взобрался по партийной карьерной лестнице с поста первого секретаря Ашгабадского горкома Компартии (1980 год) в кресло первого секретаря Центрального комитета Компартии Туркменистана (1985 год). А оттуда до президентского трона уже было рукой подать.
13 января 1990 года Ниязов становится председателем Верховного Совета Туркменской ССР, а 27 октября того же года с результатом 99,5% голосов был избран президентом республики. Ровно через год Туркменистан провозгласил независимость, и для подтверждения полномочий Туркменбаши были проведены последние на этот момент президентские выборы. Как это ни удивительно, на этот раз "отца всех туркмен" поддержали "всего" 98,3% избирателей. Однако уже в 1994 году "народ единогласно (подразумевается, видимо, 100%. - А.С.) высказался на референдуме за второй срок его пребывания на посту Президента без проведения очередных выборов" (цитата с неофициального сайта господина Ниязова).
Продолжаем цитату: "С. А. Ниязову пришлось решать множество вопросов, связанных с проблемами перехода от одного общественного строя к другому, в первую очередь по консолидации общества, созданию новых государственных структур, армии, национальной валюты и т.д." А проблем действительно было не счесть: инфляция в 2400%, падение ВВП на 50%, развал промышленности... Не будем субъективно утверждать справился Ниязов или нет, приведем лишь один факт: по данным ЦРУ, более 34% населения страны в 2001 году находились за чертой бедности.
Тем не менее, в 2002 году опять же "единогласно" Сапармурат Ниязов получил статус пожизненного президента Туркменистана. Правда, он от него великодушно отказался и намекнул, что возможно в 2008 году возможно пройдут возможные президентские выборы и у народа возможно даже будет возможность выбрать...
Друзья и недруги
Режим Сапармурата Ниязова весьма стабилен. Большие запасы нефти и газа обеспечивают Туркмении экономическую независимость, а режиму Ниязова - дополнительную устойчивость. Видимо, именно независимость и устойчивость позволяют Туркменбаши практически безнаказанно проявлять свой капризный характер. Причем как во внутренней, так и во внешней политике. Стоит хотя бы вспомнить относительно недавний отказ Ниязова принять в Ашгабаде Рамазана Абдулатипова в качестве российского посла. Российская пресса тогда назвала это "оплеухой" и "плевком" в сторону Кремля. Да и отмена двойного гражданства в 2003 году не добавила теплоты в отношения двух государств.
Неудивительно, что неподконтрольность, строптивость и авторитарность Ниязова раздражают многих в Москве. Владимир Путин, по слухам, испытывает личную неприязнь к туркменскому лидеру. Формально, однако, Туркмению относят к числу как бы союзников Москвы, которых громко и публично критиковать не принято. Стратегически важный поставщик газа, видите ли...
Как это ни удивительно и вопреки устоявшемуся стереотипу "где русский - за, там американец - против" и наоборот, позиция США в отношении Туркменистана тоже далека от дружеской. Поговаривают, что Буш с радостью узнал бы об отходе Ниязова от дел политических. Но, как и Москва, официальный Вашингтон сильно Туркмению не критикует, лишь периодически напоминая о правах человека, точнее об их отсутствии. Стратегически важная страна для стабильности в регионе, видите ли...
А вообще-то складывается впечатление, что нет у "великого туркменского вождя" на политической арене ни друзей верных, ни врагов подлых. Все у него - партнеры, кто стабильные и постоянные, кто ненадежные и изменчивые. И лидеры стран СНГ, и международных организаций типа ОБСЕ, ОИК, МВФ, ЕБРР, критикуя Ниязова вполголоса, все равно с ним считались и считаются. И будут считаться, пока на политической арене Туркменистана не появится альтернативная Туркменбаши фигура.
Скелет в шкафу
Однако на горизонте такой фигуры не видать. С приемниками у Ниязова проблемы: долго они на свободе почему-то не ходят. С оппозицией в Туркменистане тоже всегда было туго. А после покушения на Туркменбаши в 2002 году (по мнению многих аналитиков, инсценированного) и вовсе стало никак. Вообще-то оппозиция есть. Но если ее лидеры находятся в Туркмении, то находятся они там в тюрьме; а если не в тюрьме - значит и не в Туркмении. Живет туркменская оппозиция в основном в Европе.
Именно оказавшиеся вне досягаемости Ниязова, оппозиционные деятели создают в Чехии "Союз демократических сил Туркменистана", но о реальной связи с недовольными внутри страны говорить довольно сложно. К тому же, это первый раз после начала организованного сопротивления режиму Ниязова, когда оппозиционные группы идут на сотрудничество, соответственно опыта у них нет, да и интересы и стимулы очень разнообразные. В Объединенный фронт входят четыре главные группы: Объединенная демократическая оппозиция Туркменистана (известная как ОДОТ), общественно-политическое движение "Ватан", общественно-политическое движение "Возрождение" и Республиканская партия Туркменистана.
Некоторые диссиденты прячутся от гнева Ниязова в России. Но и там их настигает "карающий меч" Туркменбаши: в Москве в августе 2003 года, по всей вероятности туркменскими агентами, был избит один из лидеров оппозиции Авды Кулиев.
Характерной чертой туркменской оппозиции является то, что во главе оппозиционных движений, как и в Киргизии, находятся люди, сами раньше находившиеся у власти, и в силу разных причин оказавшиеся вытесненными из этой власти. И теперь заявляют о своих оппозиционных намерениях.
Одним из основных аргументов оппозиции стало утверждение, что Ниязова абсолютно не интересует вопрос о том, приносят ли нефтяные и газовые богатства страны какие-либо доходы туркменскому народу, лишь бы они приносили прибыль ему и его семье. Богатство Ниязовых давно перевалило миллиардные отметки в долларах США. По мнению некоторых оппозиционных обозревателей, в приумножении денег Ниязова играет большую роль торговля наркотиками, на которую мировая общественность закрывает глаза, несмотря на то, что туркменская оппозиция начиная с 1999 года указывает на факт участия туркменского правительства в крупномасштабной торговле наркотиками.
Об этом "скелете в шкафу" Ниязова и его руководящей роли в торговле афганскими наркотиками неоднократно заявляли информированные люди из окружения Ниязова: бывший вице-премьер, министр иностранных дел Шихмурадов, бывший посол Туркменистана в Турции Ханамов, бывший вице-премьер и председатель Центрального Банка Туркменистана Оразов, бывший заместитель председателя Центрального Банка Туркменистана Хаджиев и другие "бывшие". Для некоторых из них противостояние с Ниязовым закончилось плачевно. Борис Шихмурадов, например, уже третий год "мотает" пожизненный срок во внутренней тюрьме Министерсва национальной безопасности...
Когда молчание - действительно золото. И кроме того - свобода
Правительство Ниязова давно является мишенью для критики со стороны правозащитных организаций. В своем ежегодном докладе, опубликованном 28 мая прошлого года, Amnesty International заявила, что в Туркменистане началась "новая волна репрессий", добавив, что продолжает получать из достоверных источников информацию о продолжающемся применении пыток. Human Rights Watch в своем апрельском информационном бюллетене выразила "серьезную озабоченность" нарушением прав человека в Туркменистане.
Комиссия ООН по правам человека в 2004 году приняла жесткую резолюцию, осуждающую Ниязова. В документе говорится, что его правление основано "на репрессиях против всякой оппозиционной политической деятельности", и выражается серьезная обеспокоенность по поводу "произвольного задержания и заключения в тюрьму, подавления независимых СМИ, ограничения свободы мысли, дискриминации русских, узбеков и других меньшинств".
Ситуация со СМИ в Туркмении приводит европейских правозащитников в тихий ужас. "Режим Туркменбаши не просто препятствует инакомыслию, но и требует постоянной лояльности", - говорит Джон Маклеод из Института военной и мирной журналистики. По его словам, ни одно средство массовой информации в стране не может быть основано и зарегистрировано без ведома и разрешения "высочайшего". А чего только стоит факт, что школьников заставляют учить "Рухнаму" - своеобразный поток сознания президента Ниязова, полный несвязанной псевдофилософии и претензий на афористичность.
Вместе с тем, как мы уже отмечали, критика Ниязова международными организациями носит половинчатый характер. "Люди должны иметь право на свободное выражение мнения, свободные СМИ, справедливое отношение со стороны полиции, справедливое законодательство и судебную систему, - сказал личный посланник действующего председателя ОБСЕ Мартти Ахтисаари. - Но при этом крайне важно и социально-экономическое развитие. При низком уровне жизни трудно обсуждать проблему прав человека".
Вот и получается, что сегодня туркменское энергетическое изобилие и высокая инвестиционная привлекательность перевешивают какую-либо озабоченность репутацией этого государства как страны с одним из самых репрессивных режимов в мире.
Они нам - газ, мы им - революцию?
А что же Украина? Ведь на нас оглядываются, без преувеличения, все народы бывшего СССР, страдающие под ярмом авторитарных диктатур. Сможем ли мы экспортировать революцию в Туркменистан?
Опыт киргизской "тюльпановой" революции показал, что новое руководство стран, традиционно ориентированных на сотрудничество с Россией, откровенно без энтузиазма относится даже к посредническим функциям постреволюционных Украины и Грузии. Что уж тут говорить о какой-либо конкретной помощи в организации акций протеста в запуганном Ашгабаде...
Впрочем, из скудных данных, поступающих из Туркмении, можно заключить, что определенная работа там уже ведется и курс на смену власти в этой стране взят. К тому же технологии революций могут быть разные: если что-то случится с самим Ниязовым, то смена власти в Туркмении может произойти вполне спокойно, режим Ниязова - один из немногих на постсоветском востоке, который построен не на клановой "вертикали власти", а на пышном культе личности.
Если "хлопковая" революция все-таки случится и если Украина сможет пробить стену равнодушия претендентов на туркменский престол, у руководства нашей страны может появится реальный шанс, воспользовавшись ситуацией, добиться реального смягчения условий поставок в Украину туркменского газа. Если же революции не будет и "самый чокнутый из диктаторов" (по мнению британской The Independent) останется у власти еще на неопределенный период времени, он, смущаясь и чувствуя себя неловко, так и будет давить оппозицию, закрывать рот СМИ, попирать права человека и отказывать Украине в снижении цен на газ.
Только, к сожалению, почему-то кажется, что ни Россия, ни США не заинтересованы в ротации власти в Туркменистане. Россия просто не имеет реальных рычагов давления на Сапармурата Атамуратовича. Даже соглашение, подписанное "Газпромом" в апреле 2003 года и дающее российской компании право в течение 25 лет распоряжаться туркменским газом, является лишь инструментом торговли, и то совсем ненадежным - непредсказуемый Ниязов в любой момент может просто отказаться от выполнения контракта, как он уже это неоднократно делал. Что касается Америки, то они могут всерьез задуматься о широкомасштабной операции "хлопковая революция" лишь в случае непосредственной угрозы своим экономическим интересам в регионе. А поскольку газопровод, по которому газ будет экспортироваться через Афганистан, пока вне опасности, то Запад с готовностью закрывает глаза на "эксцессы" Ниязова.
При написании статьи использованы материалы Неофициального сайта Президента Туркменистана, Гундогар, Куб, Свободный Туркменистан, Туркменистан: Золотой век и Досье.Ру