EU Observer: Пока Запад играет с Россией, Украина сама встанет на ноги [ Редагувати ]

В то время как внимание СМИ было приковано к трагическим событиям, которые привели к первой авиакатастрофе на территории Франции после аварии Concorde в 2000 году, США и Россия тестируют в общей сложности три межконтинентальные баллистические ракеты, что, безусловно, является самым шокирующим примером "бряцанья оружием" со времен Холодной войны, пишет euobserver.com
Пойманные в ловушку своей собственной риторики и кипящего украинского кризиса, и Москва, и Вашингтон разжигают противостояние до опасного уровня с каждой новой неделей.
В то время как для некоторых аналитиков агрессивная риторика России является причиной для тревоги, приверженцы более взвешенного подхода отмечают, что оголтелые усилия Москвы – не более чем признаки отчаяния.
Действительно, Россия, кажется, уже исчерпала варианты действий в Украине и прибегает к грубой силе, чтобы запугать западные правительства, прекрасно зная, что она не может ввести санкции или прекратить поставки газа без консервирования своей слабеющей экономики.
Чего нам ожидать?
Принимая в какой-то мере желаемое за действительное, Александр Мотыль, украинско-американский обозреватель, отметил несколько месяцев назад, что "комбинация холодной войны, холодного мира, и горячей войны превратит Украину в Южную Корею, Тайвань, или Израиль", где народ, проживающий в условиях нарастающей угрозы надвигающейся войны, строит сильные институты и здоровую демократию.
В самом деле, насилие и постоянный страх насилия, как правило, действуют в качестве катализатора для государств, которые повышают свою безопасность и обеспечивают объединение различных субъектов для экономического и политического развития.
Другой стороной кризиса в Украине является то, что нависающая тень России должна заставить политический класс страны работать вместе для ослабления хватки Кремля.
Реальность после Будапешта
Безопасность и территориальная целостность Украины раньше базировалась на гарантиях, закрепленных в Будапештском меморандуме 1994 года, где США, Россия и Великобритания предоставили Киеву расширенные гарантии безопасности в обмен на его ядерный арсенал.
По существу, аннексия Крыма перечеркнула этот меморандум, после чего Украина оказалась в достаточно деликатной ситуации. В то время как Запад ограничен игрой в "кошки-мышки" с Россией, где степень поддержки, оказываемой Украине, зависит от действий Кремля, становится очевидно, что Украина должна сама встать на ноги и набраться сил, чтобы помочь себе.
$17,5 млрд финансовой помощи, предлагаемой Международным валютным фондом (МВФ), хоть и необходимы, но предоставляются на болезненных условиях.
Начиная с апреля, МВФ потребовал трехкратного повышения цены на природный газ, чтобы отучить потребителей от дорогостоящих государственных субсидий.
К сожалению, даже учитывая социальную помощь, повышение увеличит потребительские расходы, понизит уровень жизни и увеличит разрыв между правительством в Киеве и уже обнищавшим населением. Слабому и непопулярному правительству не хватает потенциала для реализации значимых реформ, таких как соглашение "Минск II", которое призывает к принятию новой Конституции Украины.
Украина нуждается в стратегии, показывающей, как выбраться из экономической ямы, в которую в прошлом году ее бросила геополитическая борьба.
Политика экономии МВФ должна быть дополнена специализированными и новаторскими идеями, от которых выиграет частный сектор.
Например, 30 марта, финансист Джордж Сорос заявил, что он готов инвестировать $ 1 млрд в украинское "сельское хозяйство и инфраструктурные проекты", если Запад предоставит гарантии и внедрит намеченные шаги по предоставлению пакета финансирования в размере $ 50 миллиардов.
Действительно, прямые иностранные инвестиции могут дать толчок столь необходимому экономическому росту, который не учитывается структурными реформами, требуемыми МВФ.
Роль Фирташа
Смелая инициатива была предложена украинским миллиардером Дмитрием Фирташем и его Агентством модернизации Украины (АМУ)– органом, разрабатывающим отраслевые рекомендации, целью которых является возобновление экономического роста.
Рассчитывая на внушительный список членов, включая постоянно критикующего Россию французского философа Бернара-Анри Леви, бывшего министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, бывшего министра финансов Германии Пеера Штайнбрюка и лауреата Нобелевской премии мира Фердинанда де Клерка, АМУ нацелено выдвинуть конкретные предложения через 200 дней.
Фирташ, жалуясь на отсутствие прогресса, который могла бы достичь киевская власть, утверждал, что Украина нуждается в привлечении $ 300 млрд в инвестиционные фонды для непосредственной реконструкции и стабилизации экономики.
Отвечая на вопрос о жизнеспособности АМУ, некоторые указывали на неоднозначное прошлое Фирташа и текущее дело о его экстрадиции в США по обвинению во взяточничестве.
Но такой подход все упрощает, превращая АМУ в дело одного человека.
Для начала, программу поддерживает длинный список влиятельных западных политических деятелей, у которых одна и та же цель – реформировать экономику и торговую политику Украины, создать платформу для борьбы с коррупцией и привлечения инвестиций в страну, из которой иностранные инвесторы бегут с рекордной скоростью.
Наиболее важным аспектом, который часто игнорируют эксперты, является то, что агрессивные действия России усилят Украину в долгосрочной перспективе.
Похвальные инициативы, такие как АМУ Фирташа или обещания Сороса, могут оказаться благом для будущего Украины и обеспечат импульс, необходимый для реформирования страны с нуля.
Дорога впереди, безусловно, будет долгой и трудной, но Киев должен найти свой собственный путь. Это единственный способ, чтобы хоть когда-нибудь освободиться от прихотей своих соседей.