Айдер Муждабаев: Крымскотатарский народ доведен до отчаяния (видео) [ Редагувати ]

Крымские татары доведены до отчаяния, и им уже фактически нечего терять. Поэтому они с радостью отнеслись к новости о том, что Украина наконец-то стала бороться за их права, говорит заместитель генерального директора крымскотатарского телеканала ATR Айдер Муждабаев.
Крымскотатарский народ привык нести лишения, и теперь он готов терпеть любые неудобства, чтобы остановить репрессии и гибридную депортацию на полуострове.
Причиной же энергетической блокады Крыма они считают то, что украинская власть забыла о них на 1,5 года, что привело к партизанщине.
Как относятся к энергетической блокаде крымские татары, которые остались на полуострове?
- Вы никогда не услышите этого публично. Никто не скажет это на камеру. Потому что в Крыму понятно, какой режим установлен. Но я могу сказать, что говорят крымские татары, общаясь между собой. По крайней мере, все знакомые моих знакомых рады тому, что Украина наконец-то начала бороться за них, за их права.
Безусловно, никто не скажет, что подрыв опор - это законный или допустимый акт. Но, по мнению крымских татар, причиной этой партизанщины стало то, что украинская власть 1,5 года назад о них забыла.
Я напомню, что за эти 1,5 года был де-факто ликвидирован Меджлис крымскотатарского народа, отобрано все его имущество. Были высланы за пределы Родины люди, которые всю жизнь боролись за возвращение крымских татар на полуостров, было ликвидировано крымскотатарское телевидение, которое было центром объединения народа, возрождения его языка и культуры.
Не счесть обысков и арестов, пропаж людей и убийств. Даже до конца непонятно, сколько людей на самом деле пропало, потому что многие исчезают бесследно, и не заводят никакие дела.
По вашему мнению, блокада полуострова это прекратит?
- Я не являюсь пророком, Вангой. Я - крымский татарин, поэтому не могу препарировать эту ситуацию как холодную лягушку. Я могу говорить лишь об эмоциональном состоянии крымских татар.
Все то, о чем я рассказывал, не вызывало реакции у украинской власти. Крымские татары это видели. Они видели взаимовыгодность сотрудничества украинских и крымских властей. На полуострове прекрасно знают, куда уходили деньги от этого сотрудничества. Поэтому они ощутили себя брошенными людьми. Сейчас в результате блокады крымские татары очень сплотились. Они помогают друг другу.
Чего ждут крымские татары от блокады?
- Они ждут, что стараниями мирового сообщества и украинского государства будет создана ситуация, в результате которой Россия прекратит политические репрессии против крымских татар и политику гибридной депортации.
А они не боятся того, что ситуация еще более усугубится?
- Крымские татары 70 лет были в ссылке. Отбоялись. Самое страшное, что могут сделать, - это новая депортация. Но и это уже проходили.
Они жили по 10 лет в поселках без света, за водой ходили с бидоном. О них не заботились. Сейчас самый популярный среди крымских татар анекдот, который не все понимают: "Встречаются 2 крымских татарина. Один говорит другому: "Как твои дела? Свет есть?" Ответ: "Слава Богу, света нет".
Если вы поймете этот анекдот, вы поймете и степень отчаяния, до которой доведен крымскотатарский народ - униженный и беззащитный. Крымским татарам в общем-то терять нечего.
Из ваших слов ясно, что у крымских татар есть большая обида на украинскую власть. Каких шагов они сейчас ждут от Киева?
- Сложно сказать, но я думаю, что передам сейчас мнение большинства. Я прошу Петра Порошенко стать личным, персональным защитником крымскотатарского народа как в Украине, так и на международной арене. Прошу, чтобы тема крымских татар звучала из его уст на встречах всех международных уровней, и это стало одной из главных мировых повесток дня.
Как сообщали podrobnosti.ua, крымские татары на полуострове обрадовались блокаде.