Беженцы из Сирии готовы заполонить Европу: эксклюзив [ Редагувати ]

То, что будет влиять на политику ключевых стран мира еще долго. Война в Сирии. После пяти лет боевых действий от этой страны уже может ничего не остаться. В прямом смысле.
Накануне спец-посланник ООН по Сирии заявил, что не исключает исчезновения Сирии как страны, то есть ее распада на несколько враждующих территорий.
Представьте, какая волна беженцев ударит по Европе - если это произойдет. А такая волна будет, ведь до войны население этой страны было больше 20 миллионов человек. И уехать успели чуть больше четырех миллионов. Роман Бочкала узнал у этих людей, где и как они намерены жить дальше.
Это город Мафрак на самой границе с Сирией. Сразу и не поймешь, что мы в Иордании. Ведь из-за войны сирийцев здесь стало больше, чем коренных жителей.
Эта семья из Хомса - города почти полностью разрушенного правительственными войсками. Вот эта комната - все, что у них есть.
"Мы живем в ужасных условиях. Летом тут невероятно жарко, зимой холодно. Но самое обидное, что я не имею права работать. Я вынужден жить на пособие - 20 динаров в месяц", - говорит Ариф, сирийский беженец.
Билет в ЕС, в один конец - непозволительная роскошь.
"Попасть в Европу стоит минимум 4 тысячи долларов. У меня нет таких денег, поэтому я здесь".
Путь из Сирии в Иорданию тоже не из дешевых - тысяча долларов с семьи.
"Платить нужно контрабандистам. Они могут и обмануть - никаких гарантий".
Официальные пункты пропуска на сирийско-иорданской границе закрыты. Нелегальные переходы пролегают вдали от них.
Вот одно из таких мест. Недавно здесь иорданские силы безопасности застрелили 12 сирийцев, заподозрив в терроризме.
За этими возвышенностями это уже Сирия, говорит наш собеседник.
"Там постоянно что-то гремит. К звукам войны мы уже привыкли".
Ганем пастух. Он предлагает чай, а значит рад нашему приходу.
"Все происходит ночью. Чтоб ни военные, ни полиция не видели. Беженцы переходят границу малыми группами и стараются незаметно добраться до ближайшего лагеря и там затеряться в толпе", - говорит Ганем.
Все они мечтают получить статус беженца. Он дает право на пособие 40 долларов в месяц и надежду получить официальное убежище в Европе.
"Нам передали целую стопку этих документов в надежде, что мы сможем помочь им выбраться отсюда",
Но уехать в Европу легально шанс один на тысячу, констатируют в агентстве ООН по делам беженцев.
В основном беженцы на севере Иордании. Сюда они попадают из сирийской провинции Дараа. Еще один канал миграции на востоке - из регионов, подконтрольных террористам, в частности ИГИЛу.
"Как вы можете быть уверенными, что под видом беженцев сюда не проникают террористы? - Гарантий нет, но мы тщательно всех проверяем. К мужчинам отдельное внимание".1
Только официально в Иордании более 600 тысяч сирийских беженцев. А по разным оценкам более миллиона, больше, чем во всем Евросоюзе. На их содержание уходит четверть государственного бюджета. Не выдержал даже обычно сдержанный в высказываниях король.
"Рано или поздно эта плотина может прорваться. Думаю, все дошло до точки кипения", - говорил в интервью BВС Абдулла ІІ, король Иордании.
Деньги на беженцев пообещали перечислить из Лондона. Там в четверг прошла конференция международных финаносовых доноров.
"Для Иордании будет выделен грант на общую сумму 1 миллиард 700 миллионов долларов, что позволит решить многие вопросы. Кроме того, будет решаться вопрос по обеспечению работой беженцев, находящихся в лагерях", - говорит Сергей Пасько, посол Украины в Иордании.
В Европу из Иордании два пути. Первый на юг, через Акабу в Египет. Синайский полуостров открывает дорогу к Средиземному морю. Цель, остров Лампедуза - перевалочная база на пути в Италию.
Для начала доведется преодолеть эти горные хребты.
"30 динаров за перевал. Маршрут сложный. - Нет, это слишком дорого".
30 динаров это примерно 40 долларов. Есть транспорт дешевле. Беженцы обычно движутся караванами. Когда стемнеет.
Ослик оказался крепче. чем я думал. Посмотрите, как он разгоняется и без проблем берет любую высоту!
Прямо на горизонте Палестина, левее - Израиль. Значит нужно держаться правее. На самой вершине мы повстречали этого бедуина из племени Хувейтат.
"Горы наш дом. Сюда мы чужаков не пустим. Но если кто-то хочет просто пройти - всегда можно договориться", - говорит Ауда Абурашт бедуин.
Иордания это не только и не столько горы, сколько пустыня. Вот она - Вади рама. Отсюда открывается дорога на Синайский полуостров. Путь нелегкий и небезопасный. Но ради лучшей жизни беженцы готовы на все.
"Легально попасть в Акабу беженцам практически нереально. Разве что незаконными путями. Но это крайне опасно. Вас могут просто убить", - говорит водитель.
Проезжаем войска. На горизонте израильский город - курорт Эйлат. Левее - Египет. Порт надежно охраняется, но нам удалось попасть внутрь. Этот мужчина перевозчик. Он просил не показывать его лицо.
"Меня зовут Самир. - Мы сможем выйти в море? - Да, без проблем".
Для того чтобы попасть из Акабы в Египет нужно выйти в открытое море. В Красное море. Что мы сейчас и сделаем!
Задача не такая уж сложная - переплыть с этого берега на тот. И вы на Синайском полуострове. Самир проделывает это регулярно.
"В Египет можно попасть на подобной моторной лодке - это если нелегально. Или на пароме за сто долларов".
Второй путь в Европу - самолетом в Турцию, а оттуда вплавь к берегам Греции. Но с недавних пор турки ввели визы для граждан Сирии. А теперь вообще закрыли границу. Евросоюз потребовал пропускать вынужденных переселенцев, но дальше, в саму Европу, не пускать.
В ответ Анкара попросила дополнительную финансовую помощь. ЕС теперь думает - платить ли откупные и Турции. Иордания свои скоро получит.