Буш едет за розами к Саакашвили. А что делать с шипами? [ Редагувати ]

Для грузинского истэблишмента 9 мая в нынешнем году может стать неким Днем победы-2. "Сценарий-максимум" - возможно, бушующее поколение назовет этот день "победой над старшим русским братом" - как заявил президент Саакашвили, "вопрос о выводе российских баз с грузинской территории должен быть решен до 8 мая". "Сценарий-минимум" - даже если вышеуказанный желанный вариант развития событий потерпит фиаско, у грузинов не будет времени долго расстраиваться - на следующий день к ним приедет дядя-Буш - то ли, чтобы утешить, то ли, чтобы лично пожать руку победителю-Саакашвили. Готовящаяся гостеприимная встреча с американцами и разрыв отношений с русскими в одно и тоже время...
А прием господину Бушу грузины готовят в лучших кавказских традициях. То, что визит обойдется грузинскому бюджету в копеечку, сомнений не вызывает. Двести с лишним тысяч долларов будет стоить только капитальный ремонт мэрии Тбилиси. Хотя нет уверенности, посетит ли ее Буш. Даже парламентарии прониклись симпатией к мистеру Бушу и не высказывают возмущения из-за "мелких временных неудобств" - они вынуждены работать чуть ли не среди строительных лесов и при этом контролировать ход ремонтных работ.
"Большая игра" или Киплинг-2
"Новая большая игра" - так сегодня "почти официально" именуется в США "нефтяная политика на Кавказе и в Центральной Азии" (Oil Politics In The Caucasus and Central Asia). Стратегический интерес Штатов в Грузии (помимо всех пресловутых геополитических задач, продвижения демократии и других разрекламированных слоганов политики США)
заключается в обеспечении транзита каспийских энергоресурсов к Черному морю и в Турцию, а призом в новой большой игре в этой части мира является нефть.
Интересный факт: само выражение "Большая игра" было введено Редьярдом Киплингом для обозначения той борьбы, которая развернулась в XIX веке между Россией и Великобританией за сферы влияния на Кавказе и в Центральной Азии. В конце ХХ века - за "шахматной доской" в регионе встретились США (защищающая свой кошелек и инвестиции) и Россия (защищая свою безопасность и "немножко" свои амбиции).
Вашингтон надеется, что Саакашвили принесет Грузии стабильность, которая также будет способствовать окончанию строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Экспортно-импортный банк США гарантировал 160-миллионный кредит на закупку американского оборудования и услуг для строительства нефтепровода, который, как надеются в Вашингтоне, уменьшит зависимость Запада от нефти Персидского залива и от российских трубопроводов. Тогда, в 2002-м, на церемонии по случаю начала строительства в Сангачале под Баку присутствовал и министр энергетики США Спенсер Эбрахам, который охарактеризовал трубопровод как "один из важнейших энергетических проектов". Теперь Штаты попросту хотят защитить вложенные средства и обезопасить себя от возможных рисков и финансовых потерь.
А дружили американцы с грузинами давно, правда, раньше с Шеварднадзе. Три американские администрации не просто поддерживали режим Эдуарда Шеварднадзе - они делали на него ставку. В ноябре 2003-го Вашингтон от нее отказался. Он не только присоединился к волне международного негодования по поводу результатов парламентских выборов в Грузии, но и в значительной мере организовал ее и наконец открыто поддержал претензии оппозиции на власть.
Хотя Шеварднадзе за время своего правления получил немало бонусов от Белого Дома. Когда Тбилиси попросил Вашингтон помочь в борьбе с чеченцами и силами "Аль-Каиды", действующими в неподконтрольном Панкисском ущелье, Штаты сразу же поспешили на помощь. Во времена Шеварднадзе было отменено действие печально известной поправки Джексона-Вэника в отношении Грузии. С 2002-го Соединенные Штаты зримо присутствуют в Грузии, направляя туда инструкторов по подготовке кадров грузинской армии и готовя страну к вступлению в НАТО. В глазах России это злонамеренная акция, вполне заслуживающая принятия контрмер. Ведь российские войска также присутствуют на грузинской территории - в Абхазии и Южной Осетии. Власти последних пользуются поддержкой Москвы. "Большая игра" становилась все более динамичной.
Если в 1993-м Шеварднадзе ассоциировался со стабильностью, то в 2003-м он олицетворял дезинтеграцию. В американских правительственных кругах начали осознавать, что недостатки политики Шеварднадзе угрожают жизнеспособности грузинского государства, а значит, ставят под угрозу американские инвестиции. Летом 2003 года даже кое-кто из приближенных к Шеварднадзе деятелей в частных разговорах характеризовал Грузию как "обанкротившуюся страну". Во-вторых, ослабление Шеварднадзе заставляло его совершать опасные уступки. Заключение летом 2002 года соглашений с двумя главными противниками энергетической политики США, - Алексеем Миллером ("Газпром") и Анатолием Чубайсом (ЕЭС), - вызвало явное негодование у Соединенных Штатов.
Кроме того, эксперты полагают, что политика диверсификации энергообеспечения ("разнообразие путей доставки"), которую проводят США, требует благостклонности не только Грузии, а и Азербайджана. Азербайджан - единственная богатая энергоносителями страна региона, которая решила не рассчитывать на российскую трубопроводную систему. Важность Грузии объясняется и тем, что ее прозападная ориентация является предпосылкой важности и, возможно, самой независимости Азербайджана. Без Грузии - единственной транзитной страны, что позволяет обойти Россию, - и без трубопровода Баку-Джейхан проект обеспечения "разнообразия путей доставки" мертв.
Важность Грузии объясняется теми же причинами, что и важность Азербайджана. Ее прозападная ориентация является предпосылкой важности и, возможно, самой независимости Азербайджана. Без Грузии - единственной транзитной страны, что позволяет обойти Россию, - и без трубопровода Баку-Джейхан проект обеспечения "разнообразия путей доставки" мертв. Соединенные Штаты поддержали демократические ценности в Грузии, так как в Грузии демократические ценности существуют. Там есть гражданское общество. В Азербайджане поддержка демократии означает поддержку абстрактных идей. И вновь в Белом Доме заговорили о том, что Грузия станет неким примером для других государств, прежде всего, для Азербайджана.
"Визит президента США Джорджа Буша в Тбилиси - подтверждение того, что Грузия является лидером в регионе в деле распространения свободы и демократии", - заявил Михаил Саакашвили. А в интервью RTVi грузинский президент поведал о том, почему Буш желает посетить Грузию: "Буш сказал, почему он приезжает сюда. Он сказал, что хочет поддержать историческую реформу, которая здесь происходит... Это, конечно, сигнал, что Грузия - независимая страна, это сигнал, безусловно, потому что нужно считаться с любой независимой страной, не только с Грузией. Все независимые страны достойны того, чтобы с ними обращались, как с настоящими государствами, а не как с анклавами, с бывшими колониями".
Саакашвили - грузинский Кастро
Почему же Штатам так полюбился харизматичный и немного пугающий лидер Саакашвили? Хотя роль США в грузинской революции никто под сомнение не ставит, на самом деле ситуация не столь однозначна. Есть информация, что в Вашингтоне не было однозначного мнения, кто должен сменить Шеварднадзе на посту президента. Поговаривают, что в госдепе возлагали большие надежды на Нино Бурджанадзе. Саакашвили в глазах тамошних чиновников выглядел слишком эмоциональным для главы государства.
На стороне же нынешнего грузинского президента были хорошие отношения с Джорджем Соросом, который, как известно, не числится в рядах ярых сторонников генеральной линии Белого дома. Кроме того, ему симпатизировал небезызвестный сенатор Маккейн -соперник Буша в республиканской партии. Саакашвили учился в университете Джорджа Вашингтона в американской столице и закончил юрфак Колумбийского университета в Нью-Йорке. На стене его кабинета в Тбилиси висит фотография президента Кеннеди, который, по словам Саакашвили, является его "политическим кумиром".
Но в последнее время Саакашвили начал, по словам The New York Times, "беспокоить и Россию, и США". Он споткнулся о центральный вопрос грузинской государственности: объединение с отколовшимися регионами - Южной Осетией и Абхазией. Путь к объединению таит в себе потенциальную угрозу. У России и США имеются конкурирующие интересы на Кавказе, стратегической территории на стыке Европы и Азии, и Москва открыто поддерживает сепаратистов, пишет The New York Times. Некоторые средства массовой информации уже успели сравнить Саакашвили с Фиделем Кастро - он тоже лидер маленькой страны, из-за которого лидеры крупных держав проводят ночи без сна.
Россия: ставка на банк или на танк?
Формальный повод фундаментального разногласия между Россией и США - российские военные базы в Грузии, которые, по версии одной стороны, уже должны быть ликвидированы, а по другой версии - останутся там до 2011 года.
Последние заявления Кремля, касающиеся эвакуации российских военных баз, в очередной раз подтвердили: танк на грузинской территории россиянам все-таки предпочтительнее. Правда, как оказалось позже, они не прочь его продать. Цену, за которую россияне готовы лишить себя военного присутствия в Батуми и Ахалкалаки, не заставляя Тбилиси ждать 10 или 11 лет - 500 миллионов долларов.
Расчет россиян, по всей видимости, был сделан на то, что таких денег у Грузии нет. Хотя выход из ситуации они подсказали сами. Правда, когда из уст российских политиков звучало: "Если хотят, пусть просят у США", вряд ли кто-то из них мог подумать, что Вашингтон отреагирует так быстро. Буквально на следующий день после заявленной Россией цены гостивший в Тбилиси Линн Паско хладнокровно заявил: "США делали это раньше, сделают и теперь". Столь стремительное развитие событий вокруг военных баз большинство экспертов признало символичным: "Это начало геополитических торгов между США и Россией за Грузию". Аи такое уже было в недавней истории американо-российских отношений. Сделка по принципу "ты - мне, я - тебе" уже прошла проверку в случае военной операцией в Ираке, когда договаривались по формуле - "Штатам - Ирак, России - Грузия и "кампания".
Впрочем, найти 500 миллионов - еще полбеды. Ни для кого не секрет, что одна из баз находится на территории неподконтрольной Тбилиси Аджарии. В Грузии прекрасно понимают, что в случае обострения отношений между Батуми и центром власти Аджарской автономии могут убедительно попросить российских военных остаться. Не все однозначно и в населенном армянами Ахалкалаки. Даже люди из окружения Саакашвили признают, что российская база здесь является чем-то вроде фактора социальной стабильности: многие местные жители работают на ней по контракту и получают до 250 долларов в месяц - немалые деньги для едва сводящей концы с концами Грузии. А значит, обеспечить вывод российских баз до 8 мая будет весьма непросто.
Тот факт, что последнее слово остается именно за профессионалами, косвенно признала и министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили. "Дьявол кроется в деталях", - процитировала она французскую поговорку, дав понять тем самым, что все договоренности на высоком уровне могут натолкнуться на чисто технические трудности.