Работы по подъему "Курска" продолжаются [ Редагувати ]
В районе, где проходит операция по подъёму атомной подлодки "Курск" 20 сентября был усилен контроль за радиационной обстановкой. Там будут работать сразу две бригады дозиметристов - российская и норвежская. Руководство ВМФ России утверждает, что это никак не связано с опасностью ядерных реакторов, установленных на Курске. Впервые сегодня все, аккредитованные в Мурманске журналисты могли общаться напрямую с "Петром журналистов телемост. Сегодня всех журналистов, которые освещают ход операции по подъёму атомной подлодки "Курск" возили на экскурсию на уникальный объект - ледокол "Ленин".
Это первый в мире атомный ледокол "Ленин". В Арктике он ходил почти сорок лет. Правда сейчас первенец атомного флота уже на пенсии и через несколько лет из него сделают музей.
134 метра в длину. Тридцать - в высоту. Водоизмещение - более 17 тысяч тонн. Обшивка выдерживает давление до ста тонн на квадратный метр. Сорок с лишним лет назад это судно считалось лучшим достижением науки. Теперь же один из главных героев иллюстраций в букварях для советских школьников стоит у причала Мурманского судоремонтного завода. В море он не выходил двенадцать лет. В 89-м году, на фоне Чернобыльской лихорадки ледокол собирались отправить на переработку, но потом передумали и оставили - как своеобразный памятник мирному атому.
Александр Кастилин, капитан атомного ледокола "Ленин": "Ледокол остановили в 89 году в связи с чернобыльскими событиями. Он был только перезаряжен и мог спокойно продолжать работать. Но просто решили перестраховаться и ледокол остановили, топливо выгрузили на другие ледоколы и с тех пор он стоит. Впрочем, "Ленин" открыл атомную эру не только в мореплавании. В 1967 году один из его реакторов был затоплен в Баренцевом море. После этого на дно океана стали отправлять все отслужившие срок атомные установки гражданских и военных судов. Но в отличие от субмарин, на ледоколе не было ни одной аварии, связанной с выбросом радиации".
Виталий Маслов, первый помощник капитана атомного ледокола "Ленин": "Ни одной аварии, связанной с эксплуатацией атомной энергии на ледоколе не было. Хотя слухов всяких было очень много. Частные там два случая были. Один человек там посмотрел туда, куда не надо, а второй вдохнул того, чего не надо. Тем не менее, ледокол "Ленин" по-прежнему остается самым безопасным судном, на котором установлены реакторы. И в Мурманске его до сих пор с гордостью показывают иностранцам. Попутно - извинясь за накрашенные полы и рассыпающуюся на глазах электропроводку - мол это лишь из-за возраста судна, а не из-за недостатка денег. А еще здесь существует своеобразная традиция - перед первым выходом в море нового атомохода его капитан и команда должны обязательно посетить ледокол "Ленин". Был тут и экипаж "Курска" - в 1994 году, когда субмарину только спускали на воду".