Эдуард Багиров: я не советую вам набирать 102 и ждать полицию. Никто не приедет [ Редагувати ]


После трагедии в Днепре, когда при исполнении служебных обязанностей погибли полицейские, министр МВД Арсен Аваков выступил с предложением расширить права полицейских.
Этот вопрос вызвал бурную дискуссию в обществе: сможет ли такая инициатива прижиться в Украине? Насущные проблемы нашей полиции мы обсудили в интервью с правозащитником Эдуардом Багировым.
Эдуард, предложение министра внутренних дел о введении "императива презумпции правоты полицейских" вызывало в обществе большую дискуссию. Какая у вас позиция по поводу этой инициативы?
Полицейские действительно должны обладать определенными правами для того, чтобы защищать граждан. Эти права прописаны в законе "О Национальной полиции". Но в обществе присутствует большое недоверие к полиции. Часто полицейские в тех или иных экстремальных ситуациях не знают, как действовать правильно, даже имея в своем арсенале десяток статей Уголовного кодекса.
Они не знают, как этим пользоваться, поэтому и возникают форс-мажорные обстоятельства. Инициатива Авакова имеет право на жизнь, но необходимости в ней сейчас нет, так как на сегодняшний день существует глобальная проблема в системе МВД - это отсутствие желания полицейских работать. В частности, в Киеве я встречался с личным составом 10-ти районных управлений. Они мне сказали: "Эдуард, если ситуация не изменится – мы уйдем". Каждый второй полицейский так говорит.
В полиции большая кадровая проблема. Там не хватает людей. Если половина из них уйдет – к ноябрю, например, то в Киеве некому будет работать. В таких случаях я не советую вам набирать 102 и ждать полицию. Никто не приедет. Это и есть самая большая проблема. Шум, поднятый на счет этого законопроекта – это просто потраченное даром время.
Получается, что игра не стоит свеч?
Стоит, чтобы сжечь $ 100, чтобы найти $10. Поэтому я против такого.
Вы сказали, что общались со многими патрульными полицейскими. Расскажите, какие сейчас настроения среди патрульных.
Я ранее объяснял личному составу, как работать, просил поддерживать граждан, изменить отношение к своей работе, чтобы люди поменяли отношение к ним. Люди хотят видеть отдачу. Они не должны быть против того, чтобы полицейским повысили зарплату. Ведь полиция охраняет их. Но если "охранник" не выполняет законные задачи? То зачем это все? Я пришел к выводу, что если в ближайшее время ничего не изменится, ситуация останется такой же.
Чем больше всего не довольны полицейские?
Отношением начальства. Когда все кричат, что в полиции сейчас 90% бывших милиционеров, что они подонки и коррумпированные негодяи, когда проводятся реформы и после них говорят, что они опять под подозрением, когда материально-техническое снабжение ниже плинтуса, им приходится из своего кармана покупать бумагу. Такие настроения.
Часто им приходится обеспечивать себя из своего кармана?
Во всех районных отделах такое. Самое худшее положение в Киеве, как ни странно. Но должно же быть наоборот. Патрульные, когда задерживают преступника, куда их везут? В райотделы. 90% раскрываемости преступлений – на плечах сотрудников районных отделений, которые получают минимальную зарплату. У них зарплата – в размере нескольких тысяч гривен. Там большая текучка кадров. Практически каждый день начальник райотдела полиции подписывает рапорта на увольнение.
Каким вы видите путь решения этой проблемы? Если снова проводить реформу этой структуры, то понадобятся опять колоссальные деньги.
Я считаю, что в, первую очередь, необходимо провести информационную работу с гражданами. Людям необходимо донести информацию о задачах полиции, об условиях, в которых они сейчас находятся. Также необходимо мотивировать полицейских, стимулировать их финансово к работе. Они должны за качественную работу получать премии. Полицейские выполняют важную правовую миссию - они сохраняют государство от внешнего врага вместе с военными.
На сегодняшний день ситуация какая: министр говорит о презумпции прав полицейских, хотя, априори - это должно быть заработано своим добросовестным отношением к гражданам. Тут возникает правовой нонсенс: мы говорим о проблеме, но не говорим о серьезной проблеме. Такая ситуация во всех областях Украины.
Получается, Украина не готова к расширению прав полицейских?
Украина может себе позволить урезать бюджетные расходы на учителей, врачей и перенаправить финансирование на полицию. Но вопрос в том, что на сегодняшний день финансовые проблемы МВД намного больше, чем просто необходимость принятия нового закона. Когда в Европе проводят собеседование при приеме на работу полицейского, его спрашивают: "Какая у вас мотивация?".
Если кандидат в полицию не ответит: "Заработок", то его на работу не возьмут. Но когда у нас полицейские начинают говорить о деньгах, то их осуждают. Это же нонсенс. Как он может защищать людей, получая маленькую зарплату? У нас руководство МВД не занимается кадровыми проблемами, из-за этого страдают люди. В такой ситуации, презумпция прав - это самообман.
При нынешнем руководстве МВД возможно ли улучшение качества работы полиции?
Нет, не возможно. При нынешнем руководстве можно лишь немного модернизировать абсолютно коррумпированную систему МВД снаружи. Грубо говоря - "покрасить фасад". Если бы не США, и не европейские партнеры Украины, то не было бы и Национальной полиции, не было бы НАБУ. Просто они заставили. Хатию Деканоидзе практически вывели из подчинения Арсена Авакова, потому что они понимают: есть старая система. Хотя в ней тоже есть профессионалы.
Но есть новосозданная структура, в которой нет профессионалов, но есть мотивация. Арсен Аваков со своей командой - хотят работать "по старинке": продавать должности начальников областных управлений, коррупционная система остается. Поэтому от Авакова не стоит ждать изменений.