В чем виноваты "Гринджоли"? [ Редагувати ]

Единственная настоящая звезда "Евровидения" за все 50 лет его проведения, группа ABBA когда-то спела замечательную песенку под названием "The Winner Takes It All". "The loser standing small" - была вторая строка ее куплета. Знали ведь, о чем пели. "Евровидение" - это конкурс с одним победителем, с которым и носятся как с писаной торбой, пока не схлынет ажиотаж. Занявшие второе, третье и далее места в расчет и не принимаются и за редким исключением даже не упоминаются в справочниках по "Евровидению" (есть и такие).
Все участники нынешнего (проводимого в Киеве и случайно оказавшегося юбилейным) конкурса были настроены на победу. А если и не на самую главную победу, то в крайнем случае на место в первой пятерке лидеров. Не исключением были и представители Украины, группа "Гринджоли". Двадцатое место в общем зачете стало ушатом холодной воды на голову. Но да бог с ним - ну двадцатое, и что с этого? Не конец света. Но эта неудача, конечно, не прошла незамеченной теми, кто изначально выступал против участия группы в "Евровидении". Теперь есть все причины позлорадствовать и радостно ткнуть фигу в лицо "новой власти" со словами: "А вот что я говорил, а?!". И сплясать джигу от радости.
Развернувшаяся ныне в прессе травля "Гринджол" напоминает самое натуральное побитье младенцев. А в чем виноваты музыканты? В том, что не отказались от предложения принять участие в отборочном туре, когда состав участников уже был предварительно сформирован? В том, что вторично не отказались представить страну на конкурсе, когда большинство проголосовало за них в финале тура? Или в том, что не сделали широкий жест и не уступили место Ани Лорак?
Можно долго спорить о том, правомерно ли поступил вице-премьер министр по вопросам гуманитарной политики Николай Томенко, "расширив" в последний момент состав участников отборочного тура, но сейчас мы говорим не об этом. "Гринджоли" сделали все возможное, чтобы не ударить лицом в грязь - и их номер был далеко не самым плохим. Почему же все-таки такой низкий результат? Ну что ж, давайте разберемся.
"Разом нас багато" - очень неплохая песня, простая и запоминающаяся. Если "Евровидение" - это конкурс песни, то эта песня - для "Евровидения". Другой вопрос - исполнение. "Гринджоли" - группа непрофессиональная, потому требовать от них какого-либо "шоу" на сцене - смешно. Танцоры Soul B внесли в выступление группы некоторое разнообразие, но порванных цепей и зверских лиц оказалось мало, чтобы склонить на свою сторону зрителя. Переведенная на чужой язык, песня потеряла всякую привлекательность, ибо понять английский Романа Калина оказалось невозможно. Но это хип-хоп, тут и с родным языком не очень-то разгонишься, что уж говорить о читке на "интернациональном". Воображаю "восторг" англоязычного слушателя.
Выступая в финале, музыканты сильно волновались, и это было заметно - все же сценического опыта у них не так уж много.
Есть и еще один момент. Нынешний конкурс "Евровидения" был юбилейным, пятидесятым по счету. Все страны прекрасно понимали, как почетно стать победителем этого конкурса. Поэтому командировали в Киев лучших из лучших (кроме Великобритании, Франции, Испании и Германии - у них пожизненное "членство" в "Евровидении", им все равно), имеющихся под рукой в данный момент. Если для западных стран участие в "Евровидении" - "развлекалочка", то Восточная Европа относится к этому конкурсу крайне серьезно. Это своего рода их заявка о своем существовании. По свидетельствам очевидцев, нынешнее "Евровидение" было не в пример ярче и интереснее предыдущих конкурсов - как минимум трех последних. Так что в этом году не затеряться в толпе было куда сложнее.
Большинство участников показали серьезную профессиональную подготовку и позаботились о незабываемом шоу. Латыши, к примеру, "перевели" свою песню на язык глухонемых, молдаване вытащили на сцену бабушку-барабанщицу, румыны устроили настоящее лазерное шоу с барабанами, норвежцы потрясли публику своими нарядами, венгры "затанцевали" зрителей до полушока. Каждый старался, как мог. Показателен пример России - занявшая в этом году 15-е место Наталья Подольская выступала гораздо лучше, чем ее предшественница Юля Савичева, финишировавшая в прошлом году на 11-й позиции. Боюсь, что Ани Лорак, которую "строили" по тем же принципам, что и россиянку, не поднялась бы выше Подольской.
Большой взнос в дело победы исполнителя вносит предварительный промоушн. Другими словами, чтобы за тебя проголосовали, нужно хорошенько "поторговать лицом" в тех странах, где нет никаких предпосылок голосовать против. У "Гринджол" не было средств объезжать Европу, единственное, что успелось сделать - выпустить промосингл "Разом нас багато" в Польше. На польском же. И вы еще удивляетесь, что поляки поставили Украине максимальный балл?
Конечно, большую роль на "Евровидении" играет политика. Политика, геополитика и дружба народов. Понятно, что фаворитами Беларуси при всех раскладах выступают российские исполнители, страны Прибалтики обмениваются высшими баллами между собой, не допуская никого в свой узкий кружок (единственное исключение - когда участники Прибалтики дружно не попадают в финал), а "дружба" Греции и Кипра уже стала притчей во языцех. Нужно быть Русланой, чтобы выжать слезу умиления у Турции, Исландии, Андорры, Португалии и Швеции. "Гринджоли" на Руслану походили мало - вот и еще одна причина, по которой Украину проигнорировали. Может быть, если на их месте оказалось бы Ани Лорак, результаты были бы получше. Но вряд ли намного - на этом конкурсе было немало симпатичных исполнительниц с красивым голосом, но у каждой - и это стоит отметить особо - была своя изюминка.
Лично у меня нет никакого повода обижаться на "Гринджоли". Я рада, что в формат "Евровидения" наконец-то попал хип-хоп - хоть какое-то разнообразие (по той же, причине, кстати, я радовалась участию норвежских исполнителей). К тому же нет худа без добра: на следующем "Евровидении" нашему участнику придется пройти предварительный отбор. Другими словами, бороться с 25-ю (как минимум) полуфиналистами, чтобы добраться до финала. Чтобы справиться с этой задачей, нужен сильный претендент. Надеюсь, все это понимают и принимают как само собой разумеющееся, что абы кого отправлять в Афины не стоит.