Гулкое эхо 92-го... [ Редагувати ]

Инициативы по возвращению долгов Сбербанка УССР за 14 лет независимости нашей страны проявляли все правительства, все Верховные Рады и главы Национального банка. Вот и новая власть затронула этот больной вопрос. Идея не нова: за счет вкладов предполагается гасить долги вкладчиков за коммунальные платежи. Но не сразу. И не всем. Где-то и когда-то мы уже подобное слышали...
И здесь Россия виновата!
По подсчетам финансистов долг украинским вкладчикам Сбербанка СССР, Госстраха и собственникам госценных бумаг составляет 131,96 миллиардов гривен. Кроме того, определенная часть населения СССР имела валютные счета во Внешэкономбанке СССР. Украинским вкладчикам должны 4,9 миллионов долларов. Откуда такие цифры? А вот откуда: как известно, до распада Советского Союза сбережения граждан Украины хранились в "общей корзине" "братских народов" - Сбербанка и учреждениях Госстраха СССР. По состоянию на 1 января 1991 года эта сумма составила соответственно в Сбербанке - 84,3 миллиарда рублей рублей, в учреждениях Госстраха и в облигациях госзайма 1982 и 1990 года - 10,8 миллиардов рублей. Радостный праздник Нового 1991 года начался на Украине с изъятия денежной массы, которая была на вкладах Сбербанка УССР, и переводом ее на счета Правления Сбербанка СССР. Свой первый операционный день 1991 года Сберегательный банк Украины начал с нулевого остатка.
По действовавшим тогда финансовым правилам и инструкциям о прохождении средств по счетам Сбербанка, эти деньги в конце 1991 года должны были вернуться в Киев. Однако, Киев и Москва к тому времени стали уже столицами двух независимых государств и ни одна копейка этих денег в Украину не вернулась. Так и возник колоссальный многомиллиардный долг, вокруг которого сегодня и разворачивается очередная свистопляска. Эти обстоятельства вроде как давали некоторым украинским официальным лицам право аж до 2003 года валить все на Россию и требовать компенсаций от Сбербанка РФ.
Россияне, однако же, скрутили красочный кукиш и без зазрения совести показали его независимой Украине. И, как полагают многие ихние и наши эксперты, они имели на то полное право. Мотивация наших восточных соседей такова: в марте 1991 года Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации; если у Сбербанка УССР и были претензии к Сбербанку СССР, то они должны были быть предъявлены до 1 января 1992 года, так как с этой даты Сбербанк СССР был официально ликвидирован. Претензий не было, точнее - не поступило. Таким образом, Сбербанк России является правопреемником Сбербанка РСФСР, который не принимал на себя обязательств по вкладам Сбербанка УССР. Так-то. А вопрос "висит" до сих пор...
Камень преткновения
Хронология конвульсивных инициатив и попыток государства Украина решить наболевшую проблему выглядит следующим образом:
- март 1992-го: собравшись на свою встречу в Москве, премьеры новоиспеченных независимых государств договорились, что решать проблему сбербанковских вкладов (а также госзаймов 1982 и 1990 годов, договоров Госстраха) каждая страна будет своими силами, за счет собственного государственного бюджета;
- ноябрь 1994-го: указ президента Украины о компенсации по обесцененным вкладам в виде выпуска компенсационных сертификатов;
- ноябрь 1996-го: закон Украины об индексации вкладов в отношении 1 рубль = 1,05 гривны;
- 1997 год: правительство начинает выплачивать компенсации вкладчикам Сбербанка бывшего СССР, но только их узкому кругу, ограниченному законом. Всем владельцам вкладов, сделанных до 1 января 1992 года выдавали по 50 гривен на каждую сберкнижку, наследникам умерших вкладчиков - 150 гривен только по одной сберкнижке. В течение 1997-2003 годов правительство выплатило 1,5 миллиарда гривен.
- 2001-2002 года: на сессиях Верховной Рады поднимается вопрос о зачете вкладов в Сбербанке УССР в счет погашения коммунальных долгов вкладчиков; вокруг этого "камня преткновения" разворачиваются горячие дискуссии;
- 2004 год: выплата компенсаций в размере 500 миллионов гривен за счет бюджета;
- октябрь 2004-го: Сергей Тигипко заявляет, что правительство строит планы, как компенсировать людям вклады на сумму от 6,5 до 13 миллиардов гривен в течение 2005 года; упоминается возможность зачетов за коммунальные платежи и обучение;
- май 2005 года: правительство утверждает порядок возврата сбережений бывшего Сбербанка СССР и Госстраха УССР деньгами и в счет оплаты долга за жилищно-коммунальные услуги.
Нетрудно заметить, что практически каждый всплеск благих начинаний отечественных державных мужей происходил перед намечающимися в стране выборами, будь то в Раду (1997, 2001-2002, 2005) или на пост президента (1997-1998, 2004). Несложно также догадаться об отношении и степени доверия народа к подобным инициативам, подкрепленным в реальной жизни лишь мизерными 50 гривнами.
"Бесценный" вклад в коммунальное хозяйство
Что же нового нам пообещала многоуважаемая Юлия Владимировна? Вроде бы ничего. Все как и раньше, например, в том же 2002-м: возврат сбережений бывшего Сбербанка СССР и Госстраха УССР будет производится деньгами и в счет оплаты долга за жилищно-коммунальные услуги. Да и объяснение о том, что сбережения за уплату долга за ЖК-услуги будут возвращаться только тем гражданам Украины, которые имеют долги прошлых лет, но сейчас своевременно оплачивают эти услуги, тоже звучало раньше. Почему все - провластные и оппозиционные силы - так всполошились-то?
Изюминка может состоять в том, что Тимошенко - первая, кто заговорил об этом серьезно и с твердым намерением воплотить задуманное в жизнь. Даже делая скидку на то, что соответствующее заявление сделано в период, когда каждая инициатива и власти, и оппозиции воспринимается через призму подготовки к выборам-2006. Зная решимость, целенаправленность и свободолюбивость "леди Ю" в выборе методов воплощения своих задумок, многие эксперты уже не воспринимают ее "откровения" как чисто популистские. А решение - хотя бы частичное - некоторых наболевших проблем украинского общества о-очень невыгодно некоторым политическим силам страны, которые в результате могут потерять один из важных козырей в парламентской гонке и, соответственно, часть своего электората. Нельзя забывать о стабильно высоком рейтинге Тимошенко по Украине в общем и о постоянно растущем показателе доверия премьеру на востоке страны; там он уже давно превысил рейтинг президента.
Возможна и другая интерпретация: все разговоры о вкладах являются лишь попыткой хоть как-то противодействовать депрессии, охватившей значительную часть населения Украины, разочарованного в новой власти. Причем попытка, которая в случае реализации может загнать экономику страны глубоко в... феодальный век, допустим. А все потому, что никак нельзя рассчитываться за реальные долги граждан мифическими деньгами, которых на счетах Сбербанка Украины никогда не было и сейчас в помине нет - такое "бесценное" вливание добьет и без того хиленькое жилищно-коммунальное хозяйство страны.
В общем, легко слово молвится, да не скоро дело делается. Обозначить свои благие намерения это одно, а воплотить их в жизнь - совершенно другое. Ведь не хочется, чтобы инициативы власти не оказались на поверку обычным мыльным пузырем, который с громко лопнет с оглашениями результатов парламентских выборов 2006 года. И покатится по Украине гулкое эхо 92-го...
При написании статьи использованы также материалы Официального сайта Сберегательного банка Украины, Официального сайта Центрального банка России, Русского Движения Украины, Русская Община, "Віче", "Людина і Закон", UABanker.Net