Автомобили с иностранными номерами: почему в Украине много "евроблях" [ Редагувати ]
Машины на еврономерах стали уже одним из главных ньюсмейкеров в Украине. Пошло одна только эта неделя чего стоит - владельцы таких авто попытались блокировать правительственный квартал. Заявили об акции на сто тысяч человек - впрочем, смогли собрать намного меньше, но получилось - все равно эффектно.
Это вдобавок к бесконечным дискуссиям о том, насколько вообще законно ездить на таких машинах. Вдобавок к историях об авариях с участием таких машин - когда их владельцы просто сбегают, зная, что привлечь их к ответственности - очень сложно.
Как долго еще "евробляхи" будут генерировать новости для Украины - выяснял Алексей Пшемыский.
"Ауди", "БМВ", "Опели" и даже наверное с трудом доехавшие из Польши "Ланосы". Или вот такие "Мерседесы", "Бентли" и "Ламборгини". На улицах Киева таких авто - тысячи. В народе их нежно называют "бляхи":
Зк из-за акции водителей евроавтомобилей за последние два дня правительственный квартал превратился в одну сплошную пробку. Флаги, бочки, барабанная дробь - знакомая картина.
"Кожен хоче поставити на українську реєстрацію, ніхто не хоче їздити на європейських, всі хочуть поставити, але не за такою ціною. Купили за дві, заплатили ще 4500 і того тобі вийде 6500 машина, яку можна в литві купити за дві тисячі. 300 євро ми згодні платить. 300-400 євро", - говорит Сергей, участник акции водителей авто на европейских номерах.
Полиция на акции никого не арестовывает, машины не эвакуируют. Значит все же ездят законно? Чтобы разобраться, вдали от шума митинга встречаемся с владельцем вот этого литовского Мерседеса. Сергей ездит на бляхах уже не первый год.
"Здравствуйте. - Ну что, расскажите нам о машине о своей? - Да, поехали. - Какого года? - 2003 год, задний привод, пневмоподвеска, на максимальной комплектации машина. - Во сколько обошлась? - Хотел за нее литовец 5800, забрали мы ее за 4700. 4700 евро плюс оформить ее зарегистрировать доставить обошлось еще тысячу евро. Сейчас в хорошем состоянии в Украине такой мерседес стоит около 10-12 тысяч долларов", - говорит Сергей Тюкавкин, владелец авто на литовских номерах.
То есть литовец - в два раза дешевле украинца. Главный вопрос - "как" и главное "по закону ли" можно ездить на таком авто.
"Автомобиль оформляется в Литве на юрлицо на компанию. Компания выдает доверенность вы ее завозите в режим транзит".
Максимальный срок такого транзита - 10 дней. Но ездят гораздо дольше.
"Да, они нарушают пребывание он заехал на 10 дней и ездит здесь пока она ему не надоест - год, два, три, четыре, пять".
Но вот проверять срок пребывания машины полиция не может. А таможня не полиция. Но даже если бы и была - штраф за простроченный транзит 8 с половиной тысяч гривен. Уплатил и можно снова ездить, хоть 10 лет. Главное что установить личность водителя такого авто, как у Сергея, легко. Имя, фамилия, прописка, все паспортные данные владельца-украинца берут еще на границе - иначе машину не пустят в страну. Но есть и другие истории.
Февраль этого года. БМВ на литовских номерах влетел в столб на огромной скорости. Машина - вдребезги. Одно из колес улетело на десятки метров. Чудом никто не пострадал. Водитель - сбежал.
Июль. Снова БМВ, снова Литва. Погоня. Во время преследования полицейские врезаются в лобовую в другую легковушку. Четыре человека в тяжелом состоянии. БМВ с пробитым выстрелом колесом остановился неподалеку, водитель сбежал.
Тоже Киева. Улица Гончара. "Митсубиши" на болгарской регистрации решил объехать затор по встречке. В итоге столкнулся в лоб с джипом. Водитель "Митсубиши" и пассажиры - сбежали. Вот они, на фото.
А вот на месяц позже. Такси с литовскими номерами влетело в автомойку на киевской Борщаговке. Один из мойщиков погиб на месте. Водитель попытался сбежать. Задержали люди.
Все эти автомобили - "безымянные". Их в страну завозят европейцы - как правило поляки или литовцы, а украинцам просто выдают доверенность. Таких блях у нас - десятки тысяч, а возможно и больше, чем оформленных на фирмы. Ведь стоят такие услуги - в разы дешевле.
"Платят 50 долларов где прямо в техпаспорт вставляют печать о том что гражданин Украины является совладельцем транспортного средства. Потом сам поляк заезжает в Украину за какие-то денюжки, поляк уезжает, а украинец использует автомобиль просто здесь сколько хочет. Если человек совершил ДТП и скрылся с места преступления. если автомобиль на поляке который завез его на территорию Украины - человека найти невозможно", - говорит Игорь Липявка, адвокат.
А значит и делать на дороге можно - что хочешь. Убил. Убежал. Никто не найдет. Зачастую не обязательно давить в пол, чтобы устроить серьезное ДТП. Вот видео, появившееся в Интернете. Опель с польскими номерами. Колеса примотаны цепями и веревками. Гарантий, что вы не сядете в такой автомобиль-такси - ноль.
"Люди продают "Таврию" и говорят - у меня есть две тысячи доларов и я хочу какую-то машину, вот они и получают такие машины где цепями все прикручено, поддон приварен к кузову. Есть такие. Это не зависит от регистрации машины. Это все от человека зависит как он относится к себе и к вещам", - говорит Сергей Тюкавкин, владелец авто на литовских номерах.
Главный аргумент тех, кто покупает такие авто - "зато дешево". Но сколько же действительно стоит растаможить машину?
Вот этот автомобиль на украинских номерах был пригнан из Германии в прошлом году. И растаможен - по закону о льготном акцизе. Купить, самому довезти, растаможить, сделать все экспертизы, оплатить услуги пробега. Все это обошлось в 6 тысяч евро.
"Рено Меган", 2012 года. В Германии эта машина стоила четыре с половиной тысячи евро. 19% налога продавец возвращает. То есть реальная цена 3700. Автомобилю меньше 5 лет. Евро-5. Растаможка по льготному акцизу - полторы тысяч евро. Услуги брокера в Украине и экспертизы - еще 500. Плюс 300 - дорога туда и назад. 6 тысяч евро. Вот сколько реально стоит пригнанный из Европы автомобиль с украинской регистрацией. Авто среднего класса в хорошем состоянии. Таких и еще более дешевых машин, попадающих под льготный акциз, на европейских рынках - тысячи.
Какой цена должна быть - теперь предстоит решить депутатам и правительству. Ответом на проблему могло бы стать возвращение техосмотра и внесение в льготную растаможку стандарта не только Евро-5, но и Евро-4. Тогда по льготному тарифу можно было бы растамаживать автомобили, к примеру, не старше 10 лет. И такие машины с украинскими номерами стоили бы 3-4 тысячи евро. А бюджет бы пополнился на сотни миллионов.