День художника: ТОП-10 самых известных картин украинских художников [ Редагувати ]


Украинская живопись и искусство в целом – это невероятно богатое наследие украинских художников, которым мы все должны гордиться. Но, к сожалению, не гордимся, потому что часто не знаем о существовании этого наследия.
"Подробности" выбрали только десять произведений различных украинских художников, и это хороший повод познакомиться с их творчеством подробнее в День художника, который отмечается в Украине 11 октября.
Стоит напомнить, что День художника был учрежден еще в 1998 году указом президента Леонида Кучмы, "учитывая роль художников Украины в развитии украинского изобразительного искусства, возрождении национальных традиций в художественном творчестве и в поддержку инициативы Союза художников Украины".
Мария Примаченко "Зверь гуляет" (1971)
2009 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Примаченко, а в ее честь названа малая планета-астероид.
Ее рисунки еще в 1930-х годах поразили Пабло Пикассо и Луи Арагона. Примерно такой формулировкой начинается и заканчивается подавляющее большинство упоминаний о прекрасной художнице. Но, это крайне несправедливо! Мария Примаченко самодостаточная художница. О ней есть что рассказать и у нее есть что посмотреть, кроме написанного рядом имени Пикассо.
Художница – представительница так называемого "наивного искусства", ее "звериная серия" – это уникальное явление в мировом искусстве, а фантастические звери – произведение ее гениального воображения. В основу творчества художницы ложится фольклор, легенды и сказки, которые она слышала с детства.
Картина Марии Примаченко "Зверь гуляет"/ фото: lihtaryk
"Зверь гуляет" – это фантастическая колористическая картина с изображением сказочного охристого льва на ярком желтом фоне. Зверя украшают цветы, а у его ног цветет одинокий цветок клевера. Здесь, как и в большинстве картин художницы цвет – основа композиции.
Михаил Бойчук "Украинка" (начало 1910-х годов)
В начале 20-го века возникло культурно-художественное явление "Бойчукизм", названный в честь основателя течения – Михаила Бойчука. "Бойчукисты"работали в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В 1909 году в Париже Михаил Бойчук основал мастерскую неовизантийского искусства, которая стала началом его школы. Она сочетала Украинское фольклорное изобразительное искусство и церковное искусство Византии.
Сам же Михаил Бойчук вместе с учениками стал представителем расстрелянного Возрождения.
Но все начиналось значительно оптимистичнее. Михаил учился живописи во Львове, где познакомился с митрополитом Андреем Шептицким с помощью которого уехал учиться в Венскую академию искусств, затем в Краковскую, Мюнхенскую и в конце концов на несколько лет поселился в Париже. Здесь он создает собственный художественный центр. Бойчук глубоко изучает европейское искусство и народное украинское искусство, серьезно интересуется византийской историей и искусством. После возвращения во Львов и Первой Мировой войны Михаила Бойчука отправляют в ссылку. А в 1917 году он принимает участие в создании Украинской Академии художеств. В Киеве занимается реставрацией работ из коллекции Богдана и Варвары Ханенко. А в 1919 году он предложил метод закрепления фресок в Софийском соборе.
И творческие поиски, и политические взгляды не нравились руководству страны. В 1926 – 1927 годах Бойчук путешествует в Германию, Францию и Италию, а по возвращении его обвиняют в шпионаже и арестовывают. В 1936 году Бойчука вместе с учениками расстреливают. Но этим трагедия не заканчивается. Фрески Бойчука срочно штукатурят, мозаики сбивают, станковые картины уничтожают.
Картина Михаила Бойчука"Украинка"/Фото: lihtaryk
В работе "Украинка" Бойчук изображает женщину в византийской манере, с упрощенными чертами лица. Ее глаза, нос и брови создают архитектуру лица. Цвет лица также напоминает иконописную манеру. Они как будто бы высеченные из камня. Белая рубашка, красный платок пересекаются с красными вышитыми фрагментами на рукавах. Охристый фон подчеркивает колорит женской фигуры.
Альдаберт Ердели "Пейзаж с рекой" (1929)
Один из основателей закарпатской школы изобразительного искусства много работал в ведущих европейских столицах, его имя включали в художественные энциклопедии, а работы покупали европейские музеи. Художник преклонялся перед творчеством Сезанна, и считал себя его последователем, исповедуя тезис "Искусство и любовь".
Эрдели закончил Венгерский королевский художественный институт, работал в Мюнхене, затем во Франции, где находит свой стиль и идеи для творческой реализации. По возвращении в Ужгород, Эрдели продолжает заниматься живописью. Он признанный портретист, кроме того он пишет пейзажи и натюрморты в духе экспрессионизма. Мастер был окружен успехом до прихода советской власти. С приходом которой его обвиняют в формализме и космополитизме (такие же обвинения были и у Бойчука).
Картина Альдаберта Ердели "Пейзаж с рекой"/Фото: lihtaryk
"Пейзаж с рекой" – традиционный для Эрдели карпатский сюжет. Пейзаж наполнен светом и ярким колоритом. Художник умел передать цветом настроение гор. Горы отражаются в спокойном течении реки. Горные склоны еще темно зеленые, но деревья на переднем плане уже золотистые, что указывает на раннюю осень. Мотив реки, текущей среди гор был одним из любимых в творчестве художника.
Александра Экстер "Флоренция"(1914-1915)
Художница, которую называли "амазонкой авангарда", жила в самом сердце Киева. Александра Экстер была яркой представительницей европейского кубизма и футуризма. Искать новую художественную философию художница уехала в Париж, где нашла ее в мастерской Пабло Пикассо. В своих насыщенных колоритом художественных композициях Экстер использовали украинские народные мотивы.
Свой творческий путь художница начинает в Киевском художественном училище в мастерской Николая Пимоненко вместе с Александром Богомазовым и Александром Архипенко. Экстер посещала уроки Сергея Светославского.
Будучи уже известной художницей не только в Киеве, но и в Европе, Экстер основывает свою школу. Ее мастерская в центре Киева, на против оперного театра, превращается в художественный центр. После прихода большевиков деятельность Экстер становится невозможной, и она уезжает из города. Блуждая определенное время, художница останавливается в Париже, где продолжает преподавательскую деятельность в Академии современного искусства до конца жизни в 1949 году.
Картина Александры Экстер "Флоренция"/Фото: lihtaryk
Ее "Флоренция" – это яркое произведение с выверенными колористическими акцентами. Пестрота красок очень подходит картине, она как будто бы передает то чувство чрезмерного насыщения красотой во Флоренции. Картина вдохновляет, вызывает желание детально ее рассматривать и узнавать трансформированные в авангард городские пейзажи главного города итальянского Возрождения. Первая выставка выдающейся художницы в Киеве состоялась только в 2008 году.
Николай Пимоненко "Гопак"(1909)
Николай Пимоненко родился в семье иконописца. Он с детства видел живопись и познавал основы этого искусства. Впоследствии учился у Николая Мурашко, вступил в Петербургскую академию художеств.
Художник был членом Парижского международного союза искусств и Мюнхенского союза художников.
Картина "Гопак" с успехом экспонировалась на выставке в парижском Салоне, а затем ее приобрел для своей коллекции Лувр. Украинка в танце на холсте символизировала непобедимый дух Украины.
Картина Николая Пимоненко "Гопак"/Фото: lihtaryk
Илья Репин называл Пимоненко "Живым живописцем Украины", а исследователи его творчества утверждают, что лучше всего ему удавалось передавать на холсте две вещи: воду и лунный свет.
Ежедневные наблюдения за жизнью людей, работа на пленэре и совершенствования техники делают работы художника полными света и воздухом. Он с успехом выставлялся в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. Однако, не только станковая живопись интересовал художника, он принимал участие и в фресковых росписях Владимирского собора в Киеве.
Кроме живописи Пимоненко занимался графикой. Он делал прекрасные иллюстрации к Кобзарю Шевченко.
Федор Манайло "Городок" (1967)
Работы этого закарпатского художника еще в 1930-х годах экспонировались на выставке в Праге, а большую часть своей жизни он работал учителем и преподавателем в Ужгороде. Его творческое достояние относится к области декоративно-монументальной живописи, а своим кредо он выбрал творческую переработку народного искусства.
Федор Манайло посвятил свою жизнь живописи и преподаванию. Его удивительные индустриальные картины с изображением внутренней архитектуры заводов поражают воображение и сегодня.
Он является продолжателем традиции закарпатской художественной школы после Эрдели и Бокшая.
Картина Федора Манайло "Городок"/Фото:lihtaryk
Его "Городок" – это яркая картина зимнего городского пейзажа. Здесь и белый снег, и яркие крыши типичных закарпатских домиков. Все это на фоне мощных Карпат, которые засыпаны снегом и своим величием делают маленький городок в предгорье еще меньше, как будто бы игрушечным.
Александр Мурашко "Девушка в красной шляпке"(1902-1903)
Он был студентом Репина, много путешествовал европейскими столицами, изучая художественное мастерство, и много времени провел в родном Киеве, о котором говорил: "Здесь солнце, здесь чудесная природа, здесь собственная культура …" Талант художника поднял украинское искусство к западноевропейскому уровню.
В 1901 году художник отправился в художественное путешествие, которое было частью художественного образования того времени. Он посетил Италию, Францию и Германию. Длительное время жил и работал во Франции, изучая как тогдашнее современное искусство Франции, так и живопись старых мастеров в Лувре. Особенно ему понравились холсты Веласкеса.
Картина Александра Мурашко "Девушка в красной шляпе"/Фото: lihtaryk
В Париже Мурашко создает картину "Девушка в красной шляпе" – это один из лучших украинских портретов ХХ в. Картина написана широкими мазками, которые лепят форму, создают образ, который дополняется удивительным контрастным колоритом. Чистые красные тона шляпы и румяна девушки уравновешиваются глубокими черными тонами ее одежды.
Александр Мурашко был одним из отцов-основателей Украинской академии изобразительного искусства, вместе с Георгием Нарбутом, Федором Кричевским, Михаилом Бойчуком. Это произошло в 1917 году, а через два года Мурашко убил агент ЧК выстрелом в затылок. Ему было 44 года.
Андрей Коцка "Верховынка в красном платке" (1970-тые)
Коцка учился у Адальберта Эрдели и в Римской Академии художеств. По возвращении преподавал в сельской школе и продолжал заниматься живописью. Принимает активное участие в защите коллекции Ужгородского музея в 1942 – 1944 годах.
Его произведения отличаются безупречным колоритом, а своеобразной визитной карточкой является ряд портретов женщин в национальных костюмах. Одна из любимых тем мастера – родное Закарпатье.
Картина Андрея Коцка "Верховынка в красном платке"/Фото: lihtaryk
Его портреты верховинок и гуцулок принесли ему известность. Он всегда пишет с натуры, любит общение со своими моделями. Коцка исследует колорит национальной одежды горцев – гуцулов, бойков и лемков. Кроме того, Коцка много работает как пейзажист.
Все творчество Коцки связано с Закарпатьем, горами и людьми, которые там живут. Он всю жизнь передавал на холстах местный колорит, культуру этого народа.
Иван Руткович "Явление Христа Марии Магдалине"(1683)
Галицкий иконописец 17-18 века жил и работал в Жовкве и был автором "Жовковского иконостаса" – самого высокого этапа развития украинской классической иконописи. Сохраняя украинско-византийские традиции, сумел использовать в своем творчестве новые, западноевропейские элементы.
"Явление Христа Марии Магдалине" одна из первых икон выдающегося мастера. Впоследствии он создает иконостасы, которые определят тип западноукраинского иконостаса конца 17 – первой половины 18 в. с евангельскими сценами.
Живопись Рутковича утвердила Жовковскую школу украинской живописи как самостоятельный и весомый художественный центр своего времени.
Казимир Малевич "Черный квадрат" (1915)
Казимир Малевич родился в Киеве, много лет работал в России, но впоследствии вернулся и преподавал в Украинской академии изобразительного искусства. Малевич был одним из самых ярких представителей авангарда. Он разработал собственное направление живописи – супрематизм, в основу которого положил беспредметность, геометрические формы и цвет. Теоретической базой для формирования супрематизма был кубизм и футуризм. Малевич считал, что достиг окончательного разрыва с изображением реального мира в супрематизме.
За историю своей творческой деятельности Малевич прошел несколько этапов, и несмотря на многообразие его работ самым известным произведением стал "Черный Квадрат". Картина считается своеобразной иконой авангарда, а сам художник утверждал, что это – символ завершения искусства, его вершины и конца.
Картина Казимира Малевича "Черный квадрат"/Фото: lihtaryk
Важную роль в культовости "Черного квадрата" сыграла его первая экспозиция, на которой автор повесил картину в углу комнаты, где обычно висела икона. Таким образом, Малевич буквально воплотил в жизнь основу своего супрематического манифеста и порвал с традициями живописи и изображением предметного мира.
Читайте также, ТОП-5 самых ожидаемых сериалов осени 2020.