Киевский музей много лет не может забрать свои картины из Мариинского дворца [ Редагувати ]
В недалеком прошлом Киевский музей русского искусства считался третьим по значению после Государственного русского музея в Ленинграде и Третьяковской галереи. А по качеству и количеству некоторых коллекций даже превосходил их.
Сейчас из-за строительства многоэтажного дома в одном из красивейших киевских особняков, где расположен музей, начал проседать фундамент. О Киевском музее русского искусства и вообще о жизни музейной рассказывает его директор Юрий Вакуленко.
k: Известно, что музей пострадал от строительства дома, которое ведется по бульвару Тараса Шевченко прямо за вашим зданием. Как сейчас обстоят дела?
Ю.В.: Из-за строительства подземного паркинга фундамент музея начал проседать, и наше здание дало трещину от крыши до основания. Терещенко строил эту часть дома под картинную галерею, сейчас трещина проходит в Шишкинском зале. Она постоянно расширяется, на ней срываются гипсовые блоки, которые маркируют состояние трещины. Так что совершенно очевидно, что часть нашего здания оседает. Мы сейчас ведем переговоры с хозяевами этого дома и строителями. Можно, конечно, встать в позу. Но мне бы хотелось совместными усилиями принять меры по спасению исторического памятника. Иначе это может закончиться уголовным делом. Зря себя строители так спокойно ведут. Налицо явное нарушение охранной зоны, нарушение технологии строительства. Было дано разрешение на возведение дома, но, оказывается, плохо провели геологические изыскания, не изучили грунт, состояние фундаментов соседних зданий. Наша юридическая служба готовит документы для обращения в прокуратуру. Но что теперь уже сделаешь - дом ведь не разберешь обратно.
k: Есть технологии, которые могут поддержать старинный фундамент?
Ю.В.: Есть, и пока они недорогостоящие - музей стоит. Однако существует еще одна проблема, но уже не для нас. Музей скоро станет на реконструкцию, и мы сами будем строиться как раз рядом с этим зданием. Они нарушили нашу охранную зону, они подвели свое здание очень близко к нам, и когда мы построимся, то закроем им три этажа. Это наша зона, наша земля. Видите, как одно нарушение влечет за собой ряд новых проблем.
k: Кто на самом деле виноват в подобной ситуации?
Ю.В.: Скорее всего законодательная система, связанная с охраной памятников. Идет дикое, нецивилизованное наступление на историческое наследие. Посмотрите, существует еще один проект большого здания за музеем Богдана и Варвары Ханенко. Более того, разработан план застройки внутренних двориков всего этого исторического квартала, где расположены наши музеи, старинный особняк, где сейчас размещена детская больница. Это ведь целый архитектурный комплекс, куда входит еще и особняк, отданный под Медицинскую библиотеку, а напротив вообще университет.
k: Как вы смотрите на передачу исторических памятников в частные руки? Например, в Украине возникла идея продавать старинные замки, которые разрушаются и могут просто исчезнуть.
Ю.В.: Я не вижу в этом ничего страшного. Если государство не в состоянии сохранить историческую ценность, которая реально разрушается, то передает ее в частные руки. Но опять-таки законодательство в этом случае должно быть совершенно. Здесь нужна целая связка законов, в том числе закон о меценатстве. Поэтому сегодня отдавать памятник нельзя, к сожалению, это несвоевременно. Существует два фактора: несовершенство законодательства по защите памятника и необразованность наших имущих людей. Они тут же влепят джакузи внутри или "вымахают" высотку, чтобы любоваться золотыми куполами. Да что говорить на эту тему, если мы уже много лет не можем забрать свои картины из Мариинского дворца. Я понимаю важность представительской функции искусства, поэтому мы все еще уговариваем администрацию Президента: отдайте нам эти работы, мы дадим вам другие произведения. Ведь они должны немного отдохнуть в музейных условиях. И по данному поводу у нас накопился целый том переписки. Мы, конечно, проверяем наши картины - все нормально. А там Айвазовский, Шишкин, Левитан. Чиновники не могут нам отдать двухметрового Айвазовского, потому что вокруг картины выгорели обои. Теперь мы ждем, когда в Мариинском дворце начнется ремонт.
Марина Котеленец