Феномен украинского интернета [ Редагувати ]

Год от года интернет становится все дешевле и доступнее, поэтому диалог "интернет-пользователь" приобретает новый характер. Если 8-10 лет назад сетью пользовались только хакеры и сотрудники компаний, связанных с современными технологиями, то теперь их ряды существенно пополнились другими фирмами и так называемыми "интернетовскими домохозяйками" - теми, кто заходит в интернет из дому.
Тем не менее, большинство украинцев пока что слышали о восьмом чуде света понаслышке. В списке стран мира, наиболее эффективно использующих компьютеры и интернет, составляемом каждый год организацией "Всемирный экономический форум", Украина занимает 76 место. По данным компании Sputnikmedia.net интернет-аудитория страны составляет 2,639 миллиона человек. Ее показатели отстают даже от Ганы и Вьетнама. Недоступность жизни по западным стандартам заставила молодежь искать заменитель окружающей реальности. Резвый темп развития технологий 90-х подарил обществу возможность создания принципиально нового термина: люди, "приобщившиеся к интернету". Реализовать себя в глобальной сети просто, поскольку единственная необходимая инфраструктура - ПК, подключенный к сети.
Homo Virtualis
Жизнь в виртуальном мире свободна от ограничений, богата содержательно и имеет заменители эмоций. "Виртуальное пространство не востребует человека, в котором была бы развита душевная сфера, поскольку она сопряжена с эмоциями, переживаниями, которые должны быть исключены, так как противоречат главному требованию пребывания в виртуальной реальности - умению вырабатывать и культивировать операционные качества", - делится культуролог Юлия Аленькова. Переосмыслив сказанное выше, можно прийти к поразительному выводу. На наших глазах происходит рождение "Homo Virtualis", человека виртуального, с чертами, присущими ему одному: совершенной свободой, активностью, огромной коммуникабельностью и постоянной тягой к самореализации. "Виртуальное пространство - это новый тип культурного пространства, созданный современной цивилизацией, - считает Аленькова, - и виртуальная реальность - это частичное, недовоплощенное существование".
Украинский сектор интернета переживает пик своего развития
Начала родного "UA-нета" следует искать в середине 90-х. Не секрет, что национальной идентичностью похвалиться он не мог - страницы на украинском предлагали лишь государственные сайты, да и то не все . Из развлекательных и поисковых порталов было всего несколько: ukrop.com, UAportal и Вертеп. Сейчас ситуация кардинально изменилась. С приходом капитала в этот сектор рынка украинский Интернет разросся, выбросив пышные цветки доменов .UA: в феврале этого года количество доменов третьего уровня, зарегистрированных в этом домене превысило 4 тысячи. Более того, в небытие отходит позорная традиция размещения ярких страниц с родными сердцу пейзажами без существенного информационного наполнения. И это не может не радовать. С тех пор намного повысилось и количество украинских пользователей интернета: по данным социологов, сейчас оно составляет от 3 до 5 процентов граждан. Конечно, степень проникновения киберпространства в массы зависит от той или иной социальной группы населения. Процент пенсионеров среди пользователей до смешного маленький, а вот служащие займут едва ли не первое место. Также много среди "Homo Vіrtualіs" студентов и молодежи школьного возраста. "Малое количество посещений украинских страничек в интернете объясняется незнанием этих сайтов и консерватизмом", - считает президент компании Lucky.net Артур Габович.
Как не крути, украинский интернет имеет те же черты, что и русский, со всеми достоинствами и недостатками. Можно говорить также про хроническое отставание в развитии. Наш сегмент сети к сегодня топчется по "граблям", на которых северный сосед и западные компании набили шишки пять лет тому, однако все же учится на ошибках. "У нас есть большое преимущество: мы видим ошибки, которые совершают на Западе, вследствие чего одна за одной большие компании становятся банкротами, это дает нам шанс предотвратить повторение этих ошибок у нас", - говорит Габович.
Не следует искать границу, которая разделяет Рунет и его украинского побратима. Их сплетение довольно органичное и крепкое. Хотя за нашим сегментом и была закреплена позорная роль младшего, эксперты оптимистически утверждают: это не надолго.
Времена пионеров-энтузиастов Всемирной Сети минули. Интернет уже давно перестал быть пространством ума, подчиненным принципам равноправия и свободы распространения информации. В этом контексте былые инициативы государственных мужей относительно регистрации ресурсов не имеют вида чего-то сверхъестественного. Тем более, что случаи контроля сети уже есть: китайское правительство, например, построило "великую интернет-Стену" и далеко своих граждан не отпускает. А ФБР уже давно распространяет "троянцев", подчиняя контролю все и вся.
О правописании
Языковой вопрос в сети решается не в пользу "меньшинств". Русский язык захватил украинский сектор, почти не оставив места для патриотизма. Но мы имеем замечательную возможность "отыграться по полной": который год подряд украинцы издеваются над российским правописанием. Нет, не на уровне академической профессуры, которая революционно вставляет литеру "у" в слова "парашют" и "брошюра". Нормой интернет - пространства стали новейшие правила написания слов и словообразования. Точнее, их полнейшее отсутствие.
Такое интернет-явление, как "блоггерство" (от английского слова blog, сокращение от web log - сетевой журнал), стало логичным результатом растущей потребности людей в общении и соучастии, потому что форма сетевого дневника, или "блога", давала возможность фиксировать события и мысль, комментировать, становиться частью любого сообщества. Благодаря блогам впервые состоялось заимствования устным языком слов и выражений из интернета, и результаты этого процесса впечатляющие. Судите сами: фразы "аффтар жжот", "ржунимагу", "фтему" означают "хороший текст, пиши еще". Подобная содержательная нагрузка и у выражений "аццкий сотона" и "пешы ещщо". А вот сентенции "в Бобруйск, жывотное" и "фтопку" символизируют пренебрежение к персоне или автору, разочарование прочитанным текстом.
Первая "проба пера" в реальной не-интернетной жизни состоялась в Москве. 29 апреля 2005 года под памятником Марксу собралась большая толпа протестующих против задержания в Минске активистов "Яблока" и журналиста "Newsweek". Некоторые манифестанты держали плакаты "Луку - в Бобруйск" и "Лукашенко, выпей йаду". А 23 февраля сего года русские общественные активисты пришли к зданию московского Главвоенкомата с плакатами "Иванов, превед!" и "Ф аццтафку, аццкий сотона!", создав между делом слово "аццтафка" и отрицательную коннотацию в целом шуточного и позитивного слова "превед".
Превед, Киеф!
Где же, как не в столице Украины, "падонкоффский" сленг найдет себе поклонников?!! Редактор одного из киевских изданий уже не спрашивает банальное "из какого источника эта информация". Вместе с тем он с серьезным выражением лица вопрошает "хто аффтар?". Очевидцы в восторге.
Автор этого текста (в соавторстве с реальными товарищами) также дал жизнь одному з интернет-слов. Пародией на известное путинское "буду краток" родилось слово "будуемок", что означает "человек, любящий поговорить".
Неизвестно, пользуется ли новыми словами руководитель МВД Луценко. На заре министерской деятельности он хвастался тем, что первым из министров поселил на рабочем столе компьютер, оборудованный интернетом, с целью прочтения публикаций про самого себя из первоисточников. Очевидно, ему понравилось видеть собственное имя в разделах новостных сайтов: после этого заявления Юрий Иванович несколько месяцев подряд был постоянным ньюсмейкером.