Одеть мантии и посудить [ Редагувати ]

Конституционный Суд формально - совершенно независимая структура в системе украинской власти. Однако последние события показали, что на практике это отнюдь не так. И жесткая борьба за право иметь в КС "своих" судей продемонстрировала, что в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится.
Рожденный в муках
Конституционный Суд Украины являлся фактически недееспособным еще с октября прошлого года, поскольку большинство его судей сложили свои полномочия. Оставшиеся в строю четыре судьи не могли, да и не имели права что-либо делать или принимать какие-либо решения.
В ноябре 2005 года трех судей КС избрал съезд судей, еще троих назначил президент. Однако они не могли приступить к исполнению своих обязанностей, поскольку должны были принести в Верховной Раде присягу. Однако в сложившейся тогда обстановке действующий КС представлял прямую угрозу главной роли Верховной Рады в будущем политическом устройстве Украины, поскольку под давлением президента мог отменить юридически не безгрешную политреформу. Поэтому спикер Владимир Литвин, который небезосновательно надеялся возглавить и ВР V созыва, всячески затягивал избрание судей от парламента и приведение всех судей к присяге. Не спешил приводить судей к присяге и Александр Мороз. Но только до определенного времени. Когда же это стало нужным "антикризисной коалиции" - операция "присяга" была осуществлена молниеносно.
Избрание судей, которое в конце концов состоялось на прошлой неделе, стало плодом взаимного недоверия и, как следствие, компромисса между президентом и предводителями парламентского большинства. А чтобы убрать с пути новых судей КС всяческие юридические препятствия, Верховная Рада приняла, а президент подписал закон, который позволял привести их к присяге через 9 месяцев после назначения (ранее это требовалось сделать в течение 30 дней) и в присутствии и.о. премьер-министра и и.о. председателя Верховного Суда Украины (ранее "и.о." не "катило"). Это была добровольная уступка со стороны парламента, выглядевшая как подачка. Кроме того, ВР приняла, а Ющенко подписал еще один закон: на этот раз речь шла о том, что новосформированный КС не имеет права проводить ревизию политреформы, в результате которой Ющенко лишился значительной части своих полномочий. Это была вынужденная уступка со стороны президента, выглядевшая как признание своего поражения. Вот так в муках и атмосфере недоверия рождался один из важнейших конституционных органов страны.
Судейские расклады
Итак, 4 августа 2006 года Верховная Рада приняла присягу четырнадцати судей Конституционного Суда Украины. Среди них трое были назначены президентом, пятеро выдвинуты от Верховной Рады и шестеро избраны съездом судей. Из до сих пор работавших четырех судей КС трое являются "президентскими" и один - "парламентский".
По идее, подобная система формирования состава КС должна обеспечить его максимальную независимость от внешних факторов влияния. Но в новейшей истории Украины еще не было КС, который мог бы похвастаться тем, что он на самом деле является "третьей властью", а не придатком "первой" или "второй". Так, "услугами" КС частенько пользовался Леонид Кучма - и все время с неизменным успехом. Чего стоит только решение КС о том, что Леонид Данилович имел право в 2004 году баллотироваться на пост президента Украины, хотя речь бесспорно шла о третьем сроке. И пока что нет гарантии, что нынешний КС будет менее сговорчивым в таких спорных вопросах.
Традиционно люди в малиновых мантиях прямо или косвенно поддерживают тех, кто их назначил. Так, считается, что президент может всегда рассчитывать как минимум на шесть голосов "своих" судей. Это принявшие присягу 4 августа Дмитрий Лилак, Владимир Кампо, Виктор Шишкин, а также избранный парламентом от "Нашей Украины" Петр Стецюк. Есть еще Владимир Иващенко, Валерий Пшеничный и Сюзанна Станик. Но следует учитывать, что последние трое были назначены еще Леонидом Кучмой, так что их лояльность президенту Ющенко находится под большим вопросом.
"Антикризисную коалицию" в Конституционном Суде будут представлять Анатолий Головин, Михаил Колос, Мария Маркуш, Вячеслав Овчаренко и уже работающий там Павел Ткачук.
Темными лошадками остаются шесть представителей съезда судей Украины. Раньше это уважаемое собрание пребывало под влиянием заслуженного юриста Украины Виктора Медведчука. Теперь влияние этого известного "антикризисного менеджера" значительно ослаблено, но списывать его со счетов рано. Съезд избрал судьями председателя Апелляционного суда Харьковской области Василия Брынцева, судью Высшего хозяйственного суда Украины Вячеслава Джуня, главу Апелляционного суда Закарпатской области Андрея Стрижака, а также судей Верховного Суда Украины Анатолия Дидкивского, Ивана Домбровского и Ярославы Мачужак. И тут влияние президента также невелико. Так, например, Джунь долгое время работал заместителем экс-главы Высшего хозсуда, а теперь нардепа-"регионала" Дмитрия Притыки. У Стрижака свои счеты с "нашеукраинцами" - он еще в 2004 г. был предложен в члены ВСУ, однако тогда именно фракция "НУ" заблокировала трибуну и не дала ему принести присягу.
Таким образом, пока что расклад по судьям отнюдь не в пользу президента. Если попробовать отобразить это соотношение в цифрах, то получится приблизительно следующее: 4-5 "президентских" против 9-10 "коалиционных" при 3-5 еще неопределившихся. Напомню, решения КС принимаются двумя третями голосов, то есть двенадцатью судьями. Это значит, что определенный "запас прочности" в КС у Ющенко есть; а на данном этапе главное для президента - не дать "донам" получить в Конституционном Суде "конституционное большинство", иначе они оденут мантии и посудят, что процедура импичмента не настолько сложна и невыполнима как о ней было принято думать ранее...