"Иранский вопрос" и украинский контекст [ Редагувати ]
Иран продолжает оставаться одним из центральных игроков на всей ближневосточной арене, поддерживая "Хизболлах" и иракских боевиков. Европа продолжает вести с ним малоэффективные переговоры. США и Израиль продолжают безрезультатно угрожать ему военными акциями. ООН продолжает бесплодные пока что поиски компромисса. Как ни странно, Украина от такой ситуации только выигрывает. Однако так не может продолжаться вечно.
Европейское слово и израильское дело
31 августа истек срок очередного ультиматума ООН, требовавшего от Тегерана прекратить обогащение урана. Иранская ядерная программа не была приостановлена, что вновь ставит ООН и ЕС, выступающих за урегулирование конфликта путем переговоров, в неудобное положение. Очевидно, что поиски решения "иранского вопроса" за многочисленными круглыми, квадратными и прочими столами малоэффективны. Тем не менее, верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, выступая на пресс-конференции по итогам неформальной встречи глав МИД стран-членов ЕС в финском городе Лаппеенранта, заявил, что ЕС будет продолжать переговоры с Ираном. Иногда ловишь себя на мысли, что если бы господин Солана уделял диалогу с Киевом хотя бы процентов десять того времени, которое он посвящает безуспешным пока что переговорам с Тегераном, то мы бы сегодня не имели бы оснований рассуждать о весьма туманных европейских перспективах Украины, а предметно бы говорили о критериях вступления нашей страны в ЕС. Но в Брюсселе смещать акценты никто не собирается. Тамошние бюрократы все еще надеются достичь с Ираном взаимопонимания.
С другой стороны, на Иран давят США и Израиль. Вашингтон и Тель-Авив на умиротворяющую болтовню отнюдь не настроены, периодически заявляя то о необходимости, то о возможности, то о подготовке военного сценария. Так, 6 сентября израильский министр по делам Иерусалима Яаков Эдри высказал мнение, что военный удар по Ирану неизбежен. Он отметил, что речь будет идти об ограниченной военной операции по уничтожению частей иранской ядерной программы и подчеркнул, что решать иранскую проблему должны и США, используя всю свою мощь. Однако воинственный дух США ныне серьезно ослаблен из-за низкой эффективности и высоких потерь американского контингента в Ираке. А тут еще и выборы на носу... По свидетельству эксперта фундации "Украина-США" Богдана Ковальчука, сегодня любой американский политик, поддерживающий дальнейшее военное присутствие США в Ираке, не говоря уже о расширении "антитеррористической операции" на Иран, имеет значительно меньше шансов на успех, нежели политик, который выступает за вывод войск. В общем, что и говорить, очень вовремя в американские СМИ просочилась информация якобы из Пентагона о том, что Ирану потребуется еще от пяти до восьми лет, чтобы создать ядерную бомбу. Дескать, сравнять иранские заводы с землей мы всегда успеем, а пока что есть время попробовать что-то другое
Американская позиция и российская поза
"Что-то другое" - это экономические санкции. На сегодняшний день многими экспертами-ближневосточниками именно санкции рассматриваются как наиболее приемлемая политика в отношении упрямого Тегерана со стороны Запада. Однако экономические меры, предпринятые в одностороннем порядке Америкой и Израилем, не возымеют практически никакого действия на Иран. Они должны быть международными и санкционированными Советом Безопасности ООН.
У этого пути есть три существенных недостатка. Во-первых, он будет эффективен лишь в краткосрочной перспективе. Как продемонстрировал опыт международной экономической блокады Ирака времен Саддама Хуссейна, диктаторские режимы в изоляции лишь укрепляют свою власть над нищим и озлобленным населением страны. Во-вторых, Россия и Китай, члены Совбеза ООН с правом вето, давно и последовательно выступают против применения к Тегерану жестких экономических мер. Обе страны откровенно используют "иранский вопрос" для выхода/возвращения на мировую арену в качестве основных игроков. И в-третьих, официальный Тегеран не раз предупреждал о готовности прекратить в поставки Европу и США собственной нефти. В таком случае, по оценкам западных экспертов, цена "черного золота" на мировых рынках мгновенно подскочит до 120-140 долларов за баррель (само собой разумеется, то же самое произойдет и в случае войны).
Тем не менее, возможность введения экономических санкций против Ирана сегодня находится на повестке дня ООН. Организация должна предпринять хоть что-то, иначе ее престиж и авторитет, и так катастрофически упавшие с конца 90-х годов прошлого века, вплотную приблизятся к нулевому (если не отрицательному) значению. Однако жестких мер от ООН все равно ждать не стоит, поскольку они, очевидно, будут базироваться на результатах доклада МАГАТЭ, который должен быть обнародован сегодня-завтра.
По данным газеты "The Financial Times", в докладе, по всей вероятности, будет указано, что Тегеран не ускорил темпов проведения своей ядерной программы - факт, на который, похоже, будут упирать Россия и Китай, сопротивляющиеся попыткам введения санкций в отношении Ирана. "The New York Times" пишет, что уровень обогащения урана на иранских предприятиях недостаточно высок для того, чтобы его можно было использовать для производства оружия, он соответствует только нуждам энергетических станций. А Тегеран, как известно, давно настаивает на том, что его программа предназначена исключительно для мирных целей. В то же время, доклад может не отражать реальное состояние вещей, поскольку Иран ввел ограничения на доступ для инспекторов МАГАТЭ в различные места и не разрешил посещать предприятия, по уверениям Ирана, не связанные с ядерной программой. Таким образом, вероятность того, что Иран просто прячет ядерные предприятия от наблюдателей, весьма высока. Это дало право заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николасу Бернсу подчеркнуть, что "единственный значимый критерий - это выполнены ли условия, выдвинутые Советом Безопасности". А они не выполнены. Поэтому санкции реальны.
Украинский интерес
Насколько эффективными окажутся экономические ограничения в случае из одобрения Совбезом ООН, сегодня сказать невозможно. По сообщениям западной прессы, США и их европейские союзники в данный момент обсуждают список санкций, введения которых они намерены добиваться. В первую очередь это ограничения на импорт ядерного оборудования и материалов. Далее санкции могут включить в себя ограничения на зарубежные поездки для лидеров Ирана и ограничение доступа страны к международным финансовым рынкам и проектам.
А вот это уже достаточно тревожный звоночек для Украины, которая не играет никакой роли в решении судьбы Ирана и вместе с тем считает его важным экономическим партнером. Так, в 2004-м году товарооборот между двумя странами составил около 450 миллионов долларов, в 2005-м - более 500 миллионов. При этом Иран - страна, с которой Украина сотрудничает в сфере высоких технологий, а не только поставляя металлопродукцию и сырье. Речь идет, в частности, об авиастроительной сфере: украинцы достраивают в Исфахане завод по производству Ан-140. В перспективе строительство подвижного состава для железных дорог и участие в энергетических проектах: Киев проявляет заинтересованность в строительстве газопровода Иран-Южный Кавказ-Черное море-Украина-Западная Европа, который должен помочь нашей стране решить насущную проблему диверсификации источников энергоносителей. Стоит также напомнить, что украинские специалисты работают и на строительстве атомной станции в Бушере. Кстати, этот контракт изначально предлагался Тегераном как раз Украине, а не России, но Киев вынужден был от него отказаться из-за опасения ухудшить и так непростые в то время отношения с США.
Все перечисленные проекты, а также наработки для будущего сотрудничества в свете возможных санкций ООН против Ирана оказываются под угрозой. Ситуация усугубляется тем, что Белый Дом наверняка прибегнет к одному из своих излюбленных приемов: попросит или окажет давление на различные страны с целью ограничения их экономических и дипломатических контактов с Тегераном. Так, по утверждению американской прессы, администрация Буша уже убедила некоторые европейские финансовые институты отменить многие программы кредитования Ирана. Поэтому даже если украинско-иранские проекты и не подпадут под действие ооновских санкций, они все равно могут быть сорваны в угоду политической целесообразности. С другой стороны, если правительство Януковича не побоится их продолжать и расширять, то ощутимое обострение отношений с США Киеву гарантировано.
По-видимому, в условиях современной глобализированной экономики любое решение даже такого далекого Украине вопроса как иранская ядерная программа будет иметь для нашей страны весьма конкретные последствия, причем, вероятнее всего, негативные. Получается, сейчас Украина только выигрывает от сложившейся патовой ситуации. Однако так ведь не может продолжаться вечно...