Между Европой и Россией [ Редагувати ]
Все помнят народную мудрость о том, что новая метла по-новому метет. После полутора лет правления элит, пришедших к власти в ходе событий конца 2004 года, наступила новая эра. Пропрезидентские силы в правительстве были сменены старыми знакомыми. Эта команда решила возобновить старые схемы в украинской экономике. И снова на повестке дня стоит вопрос, как украинцам разорваться между ЕЭП и Евросоюзом, с которым намечалось построить зону свободной торговли. И надо ли?
Даже неискушенному в политике становится ясно, что пришедшие к власти регионалы попытаются вернуть экономическую политику государства к состоянию начала тысячелетия. Одна проблема, имя которой - противоречия старой-новой команды антикризисных менеджеров Донбасса с командой президента, конкретнее с министрами иностранных дел Борисом Тарасюком и министром обороны Анатолием Гриценко.
Для начала нужно понять, что любой поворот в сторону Востока в пику Запада встретит противодействие с их стороны. Однако, если четко посмотреть на "регионалов", то становится ясно, что, по большому счету, сейчас ЕЭП им не так необходимо, как раньше.
Янукович и Ахметов постепенно избавляются от ярлыков пятой колонны России на улице Грушевского в глазах ЕС. Об этом свидетельствует хотя бы статья в Вашингтон Пост, скромно подписанная Victor Yanukovich. В ней дважды премьер отмечает: "Мы считаем, что основным принципом как либеральной экономической теории, так и дипломатии является уважение к политическому строю и суверенитету других государств. Этими принципами мы будем руководствоваться в двусторонних отношениях с Россией, в том числе, в таких областях, как энергетическая безопасность и трансграничные инвестиции. Кроме того, мы с президентом Ющенко согласны в том, что Украина сделала выбор в пользу Европы и будет стремиться к более тесным отношениям со всеми европейскими и евроатлантическими институтами. Вместе с Европейским Союзом мы работаем над планом действий в области реформ под эгидой Европейской политики соседства, который, как мы надеемся, подведет нас к началу переговоров по вопросу подписания соглашения о свободной торговле между ЕС и Украиной".
Оканчивается этот манифест о намерениях также достаточно оптимистично, в рамках сладкой лапши на уши европейцев: "По той же причине американский народ не должен думать, что моя партия или любая другая украинская партия недостаточно привержена культурному единству и политической независимости суверенного украинского государства. Уверяю вас, Европе и Америке больше не нужно искать Украину на каком-то пограничье. После завершения реформ и укрепления экономики Украина окажется в самом центре евроатлантического мира".
А как же Россия, как же предвыборные обещания дружбы с ней, спросит читатель? Дело в том, что в данный момент у власти находятся представители крупного, но отечественного капитала, которым неинтересно с кем-либо дружить невыгодно. С другой стороны, их "заводы, газеты, пароходы" достаточно сильно зависят экономически от ресурсов северного соседа. Потому и отношения строить они будут спокойные и, подчеркиваю, взаимовыгодные. А полноценное участие в каких-либо структурах, придуманных Кремлем, никогда выгодным не было для отечественного капитала. И это хорошо видно на примере того же СНГ.
Украинское присутствие в органах этой организации носит внешний характер - на правах ассоциированного члена, еще не признавшего Статут этой организации. С самого начала Украина, не собираясь принимать участие в создании каких бы то ни было наднациональных органов, видела основной смысл своего ограниченного членства лишь в создании зоны свободной торговли, которая бы охватывала все страны СНГ. Желание Украины создать в рамках Содружества зону свободной торговли без изъятий и ограничений с самого начала деятельности СНГ наткнулось на сопротивление России, не желавшей снижать пошлину на сельхозпродукцию и кондитерскую продукцию, а также на украинский стальной трубопрокат. После того, как проект "экономической зоны СНГ" окончательно превратился в пустые бумаги, экономический интерес Украины к первому постсоветскому интеграционному проекту закончился (отметим, что все это произошло еще задолго до президентства Ющенко). С тех времен во всех документах СНГ, украинский МИД старательно изымает термин "интеграция" и заменяет его термином "сотрудничество". Украинское участие в проектах Содружества (как и во всех других интеграционных объединениях с участием России) как правило, сопровождалось рядом исключений (отрицаний), что фактически нивелируют сами договоренности".
То же самое касается и ЕЭП. Украине не выгодно создание какого-либо экономического объединения (зоны свободной торговли, таможенного союза) с Россией, считает эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Василий Юрчишин. Отвечая на вопрос о возможности одновременного создания Украиной зоны свободной торговли с ЕС и в рамках ЕЭП, Юрчишин отметил, что теоретически это возможно. Но в случае с Россией речь идет о создании таможенного союза, а это уже весьма усложняет создание зоны свободной торговли с ЕС. В ситуации, когда бы Украине пришлось выбирать между таможенным союзом с Россией и зоной свободной торговли с Европейским Союзом, у Украины, по мнению эксперта, был бы один путь - путь в Европу. "Рынок ЕС - это бесконечный рынок для Украины, и хотя мы мало что можем предложить туда реально, но это не повод прятаться, а наоборот, это вызов, который нужно использовать", - подчеркнул эксперт.
По его словам, как показывает практика, в экономических союзах, участниками которых выступают слаборазвитые страны, происходит консервация связей, которая отнюдь не стимулирует экономическое развитие. Юрчишин считает, что интеграция только слабых стран имеет какой-то смысл только в краткосрочном аспекте, хотя и это, по его словам, "сомнительно". В долгосрочном периоде это приводит к ухудшению взаимоотношений между странами, возникновению разного рода конфликтов. "Я не вижу здесь альтернативы, а, принимая во внимание тезис о деструктивном характере союзов, в который входят только экономически слабые страны - а Россия все-таки к таким относится, - я не думаю, что нам даже есть смысл проводить такого рода сравнения", - сказал эксперт. Юрчишин отметил, что создание таможенного союза с Россией - это просто возможная альтернатива, но это не значит, что она выгодна Украине. "У нас (у России и Украины) сейчас разные ставки на импортные товары, и ясно, что если мы строим таможенный союз, то, конечно же, мы будем принимать российские ставки, а не наши", - считает эксперт. Он также подчеркнул, что это только экономический аспект вопроса. "Как только мы заявим, что собираемся строить таможенный союз с Россией, в Европе скажут, извините ребята, никаких зон свободной торговли с нами", - сказал Юрчишин.
Приблизительно в таком же духе отзывается и известный экономист Владимир Лановой. По его словам, сегодня зону свободной торговли с ЕС и ЕЭП нельзя соединить, поскольку создание зоны свободной торговли с Европой нуждается во включении Украины в таможенный процесс. Это предполагает, что импортные пошлины теперь у нас будут такими, как и в Европе. Это первый путь нашего интеграционного движения к общему рынку с Европой через создание общих таможенных границ. Тогда между нами и Россией возникнет таможенная граница, поскольку РФ не войдет в эту зону свободной торговли, потому что у них внутреннее законодательство и таможенное регулирование не отвечает правилам и нормам ВТО и Европейского сообщества.
Если Украина первой создаст зону свободной торговли с Европейским союзом, то растянется период создания зоны свободной торговли с Россией и другими странами в рамках ЕЭП на время, пока они не станут членами ВТО и не изменят свою тарифную политику, политику квот и так далее. Так что это невозможно. Хотя никто не сказал, что закрыт путь к созданию свободных экономических отношений с Россией.
Однако торговлю энергоносителями и другими вещами страны-члены ВТО должны осуществлять с одинаковой налоговой нагрузкой как в отношении внутренних потребителей и производителей, так и внешних. Если они продают без дополнительной пошлины газ в России, то должны так же продавать и нам. В этом заключается смысл свободной торговли - мы с ними в равных условиях. Россия сейчас основные свои прибыли, валютные накопления делает за счет изымания пошлины из экспорта энергоносителей. Думаю, России будет очень сложно отказаться от этих дополнительных доходов в свой бюджет. Хотя нет ничего невозможного. Просто, если мы сейчас будем вести диалог о создании таможенного союза вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном, то мы не переступим таможенный барьер с ЕС, и нам не откроют более емкие и широкие рынки, которые нам необходимы.
Кроме того, Лановой отмечает, что затягивание нашего вступления в ВТО работает на руку России, в первую очередь, потому, что они будут продолжать осуществлять дискриминационный режим в отношении поставок украинских товаров в Россию, этим самым они поддерживают своего внутреннего производителя. Он сможет больше продать и металла, и молока на своих внутренних рынках, во всяком случае, потенциально у них такие возможности будут. Для нас это потери доходов, как и для российских граждан, потому что цены в России будут выше, чем при условии присутствия на рынке украинских товаров. Выигрывают от этого только политические круги, российские политические элиты и производители соответствующей продукции. Так что Россия будет стараться ограничить в этом плане нашу активность.
Думается, нынешнее правительство вряд ли этого не понимает, потому и работать оно будет сугубо на выгоду себе, и, получается, на интересы страны. И такого, как во времена многовекторности, не будет. Это непрагматично.
Кроме того, четко видно, что в Европе главный "акционер" ПР уже принят. Там умеют не задавать вопросов о происхождении первого заработанного миллиона. Выгоднее сотрудничать с Ахметовым, чем в чем-либо его обвинять. Потому к заявлениям Януковича о том, что Украина будет интегрироваться в Европу, но позже, когда поднимется ее экономика, в Брюсселе отнеслись серьезно и достаточно спокойно, мы пока им самим несильно нужны в ЕС.
А впереди у нас вступление в ВТО. И здесь, по большому счету, мнение Кремля никого не волнует. Хотя и в его сторону был сделан реверанс, когда правительство составило с соседями декларацию о минимизации убытков при обоюдном вступлении в ВТО.