Нефтепровод Одесса-Броды-Гданьск готов на 80%, но потребность в партнерах остается [ Редагувати ]

Отношение европейских лидеров к предполагаемой операции в Ираке весьма неоднозначно. В отличие от британского премьера Энтони Блера, немецкий канцлер Герхард Шредер и французский президент Жак Ширак в воскресенье высказались категорически против войны в Ираке. Одна из причин - возможные негативные последствия для европейских рыков. И, в первую очередь, рынка нефтепродуктов.
В субботу Организация стран-экспортёров нефти уже выступила с заявлением, что не может гарантировать бесперебойные поставки сырья. Компенсировать потери за счёт российской или, скажем, каспийской нефти Евросоюз пока неспособен. Нет главного - трубы, по которой она может попасть к потребителям. Разрекламированный проект Баку-Джейхан существует только на бумаге.
Нефтепровод Одесса-Броды-Гданьск готов на 80%. Парадокс, но Киев и Варшава по-прежнему ищут партнёров, чтобы достроить ветку и наполнить трубы нефтью. Для этого планируется создать консорциум, в который приглашают и экспортёров сырья, и потенциальных покупателей. На минувшей неделе перспективы завершения строительства магистрали обсуждали на 12-м экономическом форуме стран Центральной и Восточной Европы, который прошёл в польском городе Криница-Гурска.
Уже 4 года Украина и Польша пытаются построить нефтяную артерию "от моря до моря". Работа даётся нелегко - слишком много политики замешано в этом. Тем не менее, и у Киева, и у Варшавы есть свои аргументы "За" нефтепровод: Украина надеется вернуть себе былую славу энергетического перекрёстка Европы, а Польша рассматривает трубу с каспийской нефтью как неплохое приданое для вступления в Европейскую семью.
Правда, у этого пути есть как минимум два конкурента - российский и турецкий. Отечественные эксперты констатируют, что Москва последовательно монополизирует рынок Центральной и Восточной Европы для сбыта своей нефти. Именно с этой целью одна мощная компания приобрела НПЗ в Украине, Румынии и Болгарии, а сейчас участвует в приватизации польского завода "Рафинерия Гданьска" и хорватского "ИНА". Кроме того, Россия стремится максимально использовать более дешёвый путь - по Балтийскому морю, но перевалку производить не в польских портах, а строить собственную инфраструктуру. В порту Приморска уже сооружён терминал, а вскоре планируется построить ещё один - в Высоцке.
Европейские страны не прочь получать нефть таким образом, но довольствоваться исключительно российскими поставками они не станут - по политическим соображениям. Чтобы не допустить энергетической зависимости от Москвы. Сейчас их взгляды прикованы к Каспийскому региону, откуда сырьё может пойти двумя путями: из азербайджанского Баку по трубе в грузинский порт Супса -затем танкерами до Одессы - оттуда нефтепроводом через Броды в польский порт Гданьск на Балтийском берегу. В этой стройной цепочке пока не хватает одного звена - небольшого участка трубы между украинскими Бродами и польским Плоцком, длиной 500 километров.
Другой путь существует пока только на бумаге, но в нём заинтересованы богатые транснациональные корпорации. Из Баку до Тбилиси, оттуда - по прямой через Турцию в средиземноморский порт Джейхан. Трубопровод длиной 1730 километров ещё предстоит построить. Его стоимость оценивается в 2 миллиарда 400 миллионов долларов.
Работа над последним проектом продолжается уже седьмой год и, похоже, строительство начнётся в ближайшее время. Уже определился состав участников - это 8 крупных компаний из Европы и Америки. Контрольный пакет в этом виртуальном объединении принадлежит государственной нефтяной компании Азербайджана. На 18 сентября уже запланирована символическая прокладка первой траншеи. Кроме того, в конце июля президент страны Гейдар Алиев издал указ, которым освободил от налогов все работы по этому проекту.
За манёврами на Каспийском побережье внимательно наблюдают из Киева, стараясь угадать - какую комбинацию задумал Азербайджан. Тем более, что сейчас Украина и Польша пытаются создать консорциум по достройке и эксплуатации нефтепровода. Недавние переговоры первого вице-премьера Олега Дубины и президента государственной нефтяной компании Азербайджана Натика Алиева оставили больше вопросов, чем ответов. Непонятно главное - собирается ли Баку участвовать в будущем консорциуме. Более однозначно высказалась Грузия, которая готова вместе с Украиной реконструировать старые трубопроводы на отрезке Баку-Супса, чтобы увеличить их пропускную способность.
Александр Тодийчук, председатель правления ОАО ''Укртранснафта'': "Там є iнфраструктура, яка сьогоднi не працює, були створенi нафтопроводи при Радянському Союзi, якi сьогоднi не працюють. I є необхiднiсть будiвництва нових дiлянок, якi збiльшать потужнiсть цього коридору. Є ще цiкаве питання - спiльна робота по створенню танкерного флоту i розмiщення замовлень на його будiвництво на українських заводах".
Главный партнёр Украины - Польша- активно пропагандирует преимущества трубы Одесса - Броды-Гданьск не только в Европе и Азии, но даже в России, которая контролирует некоторые нефтяные объекты на Каспии.
Павел Головня, президент компании ''Golden Gate'': "У нас есть сигналы о предварительной готовности не только некоторых российских фирм войти в проект, подключиться к переговорам. Уже такие сигналы мы получаем. Причём такая заинтересованность по оригинальному направлению - с юга на север".
О достройке трубопровода и создании консорциума в Кринице говорили премьер-министры Анатолий Кинах и Лешек Миллер. Проектные работы начнутся уже в этом месяце под руководством отечественной компании "Укртранснафта" и польской "Голден Гейт".
Павел Головня, президент компании ''Golden Gate'': "Во-первых, мы не рассчитываем на бюджетные деньги, но поскольку уже сейчас проявилась заинтересованность финансовых кругов, уже сейчас есть возможности финансирования этого нашего проекта. Конечно, это деньги большие - почти 0,5 миллиарда долларов".
Проявляет интерес к консорциуму ещё одна нефтяная держава - Казахстан. В конце сентября этот вопрос будет рассматриваться на заседании польско-казахстанской смешанной комиссии.
Украина, в свою очередь, хочет договориться с Россией об увеличении транзита нефти и подписать долгосрочное соглашение. Правда, неизвестно - о каком именно маршруте пойдёт речь.
Большая нефть неразрывно связана с большой политикой. Сейчас европейские и каспийские государства находятся на распутье - на какую трубу сделать главную ставку. От этого зависит не только судьба вложенных миллиардов, но и энергетическая безопасность будущей Единой Европы.