США: Грузия может выиграть от ссоры с Россией [ Редагувати ]
Кризис в отношениях России и Грузии анализирует Брюс Джексон, основатель и президент исследовательской организации Проект Переходных Демократий. В прошлом - военный разведчик, занимал ряд постов в Министерстве Обороны США. C 1990 года он работал в различных коммерческих структурах (в частности, в инвестиционном банке Lehman Brothers и корпорации Lockheed Martin), где занимался стратегическим планированием.
Какими могут быть долговременные последствия нынешнего кризиса в российско-грузинских отношениях?
Для России последствия будут стратегическими. Этот кризис приведет к постепенному ослаблению ее позиций на международной арене. Вспомните саммит "Большой Восьмерки", который летом прошел в Петербурге. Некоторые люди тогда заявляли, что России не место в этой организации. В результате нынешнего кризиса голоса критиков могут стать громче, неизбежно возникнут вопросы со вступлением России в ВТО и иные международные структуры. То есть, я думаю, что российско-грузинский кризис может привести к изоляции России от Запада.
Для Грузии и Южного Кавказа последствия могут быть более конкретными и осязаемыми. Внимание международного сообщества к этим странам и симпатия к ним однозначно вырастет. Однако у них возникнут проблемы с экономическим и политическим развитием, что важно для молодых демократий. Инвесторы будут опасаться совершать капиталовложения в эти страны - их будет тревожить вероятность прекращения поставок энергоносителей этой зимой. В этой части мира, если у тебя нет энергии, ты можешь умереть. Мы никогда не встречались с подобными методами давления на уязвимые страны, вероятно единственным исключением являются балканские войны.
По территории Грузии проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Каким образом наличие этого нефтепровода влияет или может повлиять на реакцию международного сообщества?
Физически нефтепровод достаточно защищен. Одним из последствий может стать желание Европы найти альтернативных поставщиков энергии, однако это весьма проблематично. Если Россия запугивает какое-либо государство, которое является или в перспективе может стать страной, по территории которой транспортируется энергия, то весьма маловероятно, что удастся сформировать международный консорциум, который рискнет вложить средства в развитие этого государства и в строительство новых трубопроводов. Дестабилизация Кавказа в значительной степени отразится на ценах и поставках энергоносителей, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Международное сообщество пытается разрешить российско-грузинский кризис? Достигает ли оно успеха?
Ответ - "нет". В этой истории нет ничего нового. Мы не видели ни одного "замороженного" конфликта на территории бывшего СССР, который бы удалось разрешить. Россию уговаривали вывести войска, расквартированные на территории Грузии еще в советское время, несмотря на то, что Москва обязалась сделать это еще в 1999 году. Я думаю, что Россия старается восстановить свое влияние в Ближнем Зарубежье, где она действует как имперская сила, и во время этого процесса она отвергает рекомендации международных институтов. Ныне возникает вопрос: как эти институты будут реагировать на подобные действия России?
Могут ли международные институты предпринять какие-то конкретные шаги?
Вы можете кричать на людей, Вы можете отказываться покупать их товары, Вы можете отменять запланированные встречи, Вы можете организовывать демарши - это все дипломатические рычаги давления.
То есть, международное сообщество должно более эффективно давить на Россию, чтобы ограничить ее влияние в этом регионе?
Это не борьба с российским влиянием. Это борьба с тем, как это влияние используется. Россия оказывает потрясающее культурное воздействие на иные государства и народы - этого нельзя отрицать. Однако Россия использует свое влияние для грубого давления - именно о противодействии этому поведению мы и говорим.
Под словом "мы" Вы подразумеваете международное сообщество?
Россия проводит политику образца XIX века. Мы не намерены видеть подобное в 21 столетии. С 1989 года мы пытаемся помочь Москве занять свое место в мире. Однако Россия ушла со своего места, и первое, чем она стала заниматься - лупить своих слабых соседей. С этим мы не можем смириться.
Если Вы устанавливаете экономическое эмбарго против соседней демократической страны, Вы не должны заседать во Всемирной Торговой Организации. Многочисленные структуры занимаются разрешением и предотвращением конфликтов на территории бывшего СССР - если Россия играет в этом процессе дестабилизирующую роль и старается затянуть эти конфликты, она не должна быть частью этого процесса. Она не должна сидеть в группах, которые занимаются разрешением конфликтов, и накладывать вето на их решения. Россия предпочитает принимать решения за другие страны, однако отказывается выполнять рекомендации международного сообщества.
Поэтому какая-то группа государств или международное сообщество должны сообщить России, что ее поведение неприемлемо, что может повлечь за собой определенные последствия в области торговли, политических отношений, путешествий и т.д. Европейцы уже начали делать это: "если политика России такая, то мы не думаем, что акции российских фирм должны котироваться на Лондонской бирже".
Запад и особенно Европа частично финансировали эти изменения в российской политике. Новое поведение России подпитывается нефтедолларами, которые получают в свое распоряжение монополии, имеющие связи в кругах бюрократии и спецслужб. Все это конвертируется в имперскую политику, причем в наиболее непривлекательной форме.
Может ли этот кризис еще более обостриться?
Я не думаю, что произойдет война образца ХХ-го века, когда большие армии придут в движение. Но Россия - это страна, в которой убиты десятки российских журналистов. Я могу ожидать, что могут быть совершены какие-то политические убийства, возможно, произойдут перестрелки на границе.
То есть, Тбилиси не повторит судьбы Грозного?
Я не думаю, что подобное возможно. Страны Южного Кавказа - более открытые, их независимость признана международным сообществом, они заседают в ООН. Кроме того, хорошо известно, что горы не облегчают движение войск.
Россия не особо удачно действовала на Северном Кавказе. Война в Чечне затянулась. Политические выгоды от этого кризиса получат большей частью политики, близкие к скинхедам. То есть, российский народ будет радикализирован, грузин будут избивать и высылать. То есть, будет проявляться весьма неприглядный русский национализм, если это определять в политических терминах. Но мобилизовать 50-100 тысяч человек для завоевания Кавказа весьма сложно, если вообще возможно. Но Россия может сбросить пару бомб на грузинскую территорию, чтобы продемонстрировать свои намерения.
Вы считаете это возможным?
Да, если Москва захочет послать месседж Тбилиси, она может послать для этого свои самолеты и вертолеты. Мы пока не видели нарушений границы, но это станет более возможным, если экономические рычаги давления не сработают. Путин - не слепец. Он ощущает давление.
Россия может побудить людей из Ингушетии или Дагестана направиться защищать Абхазию - думаю, это уже происходит. Войска, которые Россия называет "миротворческим контингентом", могут быть заменены, они могут получить больше оружия, их численность может быть увеличена, а миротворцев заменят спецподразделения.
Есть ли в этом конфликте некие скрытые пружины, которые не заметны неспециалистам?
Российские политики не могут смириться с отделением Грузии, они не могут признать за маленькой страной, где многие привыкли проводить отпуск, права на независимость. Москва, в целом, откликается на процесс глобализации и демократизации мира, однако она воскрешает ксенофобию и, честно говоря, этнические чистки. Грузины в современной России - это новые евреи. Россияне считают, что все они преступники, и их следует выслать из страны.