Мясом наружу [ Редагувати ]

Окончание мясо-молочной войны между Украиной и Россией, по идее, должно было стать одной из немногих хороших новостей конца октября. Она и закончилась. Вот только радость от этого события омрачена тем, что значительная часть российского рынка для украинских производителей утеряна - воспользовавшись моментом, ее заняли белорусы.
Рано радоваться
По словам заместителя министра Украины по аграрной политике Юрия Лузана, уже 18 украинских предприятий отвечают требованиям качества, предъявляемых российской стороной. Лузан выразил уверенность, что поставки их продукции в Российскую Федерацию возобновятся в ближайшее время.
Напомним, что с 30 декабря 2005 года Россия ввела временные ограничения на ввоз на ее территорию всех видов животноводческой продукции, которые транспортируются транзитом через Украину, в связи с попытками ввоза через ее территорию продукции неизвестного происхождения, что несовместимо с требованиями Россельхознадзора. С 1 января 2006 года Россельхознадзором были введены ограничения на ввоз из Украины всех видов сырых мясных полуфабрикатов. А с 20 января этого года Россия ввела запрет на ввоз всей продукции животноводства из Украины, включая мясо-молочную.
По официальной версии российской стороны, ограничения были введены из-за многочисленных нарушений российского ветеринарного законодательства при ввозе животноводческих грузов из Украины, отсутствия надлежащего контроля за поступлением, перемещением и переработкой опасного в ветеринарном отношении мясного сырья со стороны Государственной ветеринарной службы Украины. В то же время, отечественные эксперты в один голос говорили о политической подоплеке конфликта: мол, Москва оказывала экономическое давление на "помаранчевый" Киев. Вместе с тем, российские обозреватели связывали "антиукраинского эмбарго" с деятельностью лоббистов от российских производителей животноводческой продукции, которые таким образом боролись с украинскими конкурентами.
Не прошло и полутора лет, как в Украине власть приобрела явственный сине-белый "оттенок". Хотя и ранее российские инспекторы позволили единицам украинских предприятий поставлять свою продукцию в РФ, отмена многих пунктов "мясо-молочного эмбарго" последовала лишь в октябре. Все это время, по подсчетам экспертов, украинские молочные предприятия несли убытки в размере до 60 миллионов долларов, мясные - до 15 миллионов долларов ежемесячно. Кроме того, серьезно пошатнулись позиции украинских производителей на российском рынке сыра (до конфликта они занимали до 65% рынка), а в Украине случился кризис перепроизводства пищевых куриных яиц, чуть было не похоронивший все наше птицеводство. Очевидно, не очень-то на пользу отрасли пошел и ответный запрет на ввоз продукции животноводства из России, введенный Минагрополитики аж через 75 (!) дней.
Казалось бы, сегодня, с отменой многих запретов у отечественных животноводов имеется прекрасный повод для радости. Но радоваться, как говорят, все еще рано.
Свято место пусто не бывает
Пока высокие украинские государственные мужи пытались пробить глухую оборону Россельхознадзора, отечественных производителей животноводческой продукции на российском рынке потеснили их извечные конкуренты - белорусы. Особенно это касается мясного сегмента. Так, за январь-сентябрь 2006 года Беларусь поставила в Россию до 50 тысяч тонн говядины и до 25 тысяч тонн свинины; и это при том, что за весь 2005 год эти цифры составляли 40 и 20 тысяч тонн соответственно (данные Института экономики переходного периода, Института конъюнктуры аграрного рынка, Мясного союза). В то же время, Украина в 2005 году экспортировала в Россию 56 тысяч тонн говядины и всего лишь 6,5 тысяч тонн свинины; данных по 2006 году нет, но можно не сомневаться, что они ни в коей мере не будут сопоставимы с прошлогодними.
Ситуация повторяется и на рынке молочной продукции. В частности, если в прошедшем году Украина поставила в Россию более 110 тысяч тонн сыров, то в прогноз на этот год с учетом отмены всех запретов и нелегального ввоза не превышает 40-45 тысяч тонн, то есть экспорт уменьшился более чем в два раза. Вместе с тем, Беларусь в 2005 году ввезла в РФ около 42 тысяч тонн сыров, а прогноз на год 2006-й составляет до 60 тысяч тонн.
В общем, свято мясо... ой, извините, место пусто не бывает. После введения запрета на ввоз в РФ украинской животноводческой продукции братья-белорусы начали активную экспансию на этот сегмент российского рынка. Таким образом, задача возвращения утраченных позиций на рынке нашего северо-восточного соседа существенно осложнена.
Интересно, что в конце 2005 - начале 2006 года в сообщениях Россельхознадзора о низком качестве импортируемой Россией мясо-молочной продукции Беларусь постоянно упоминалась рядом с нашей страной. А до начала апреля 2006 года белорусское мясо даже было запрещено импортировать в Украину. Что касается России, то как-то ИТАР-ТАСС со ссылкой на свои источники в российском сельскохозяйственном ведомстве сообщил, что Россельхознадзор "из-за систематических нарушений российского ветеринарного законодательства" сохраняет за собой право введения запрета на импорт мяса из Беларуси. Но ничего подобного не случилось; по-видимому, в то время братские узы Москвы и Минска оказались для Кремля более важными, нежели здоровье российских граждан.
Даже грузины все не съедят
Экспансия белорусских мясо-молочных продуктов на российский рынок сулит Украине, кроме прогнозируемой жесткой конкуренции, еще одну проблему. Она заключается в том, что украинским производителям все равно придется искать новые рынки сбыта своей продукции, поскольку отвоевать утраченные позиции в обозримом будущем вряд ли удастся. А вот с этим у нас проблемы. Дело в том, что все время, пока действовал запрет на ввоз в РФ нашего мяса и молока многие предприятия, ошибочно надеясь на его скорую отмену, не сильно забивали себе голову поисками новых покупателей. Большинство товара либо вбрасывалось на отечественный рынок (что приводило к кризисам перепроизводства), либо откладывалось в глубокие закрома (где и до сих пор ждет своего часа, чтобы хлынуть в РФ). Однако не факт, что России, заваленной белорусской продукцией, эти товары будут нужны. Вполне возможна ситуация, когда и запрета уже нет, но покупать россияне все равно не будут. Либо будут, но мало и по низким ценам. В общем, мясо "наружу" поставлять некуда.
Так что Украине уже давно пора задуматься о новых рынках сбыта. У нас есть на кого ориентироваться: Грузия после российских санкций переориентировала свои вино, минеральную воду и фрукты на страны Европы, в том числе и Украину. К сожалению, "отплатить" ей тем же мы не можем - даже такие любители шашлыков и кебабов как грузины не смогут съесть все украинское экспортное мясо. В поисках других путей сбыта своей продукции некоторые украинские заводы начали осваивать новые рынки - Киргизии, Казахстана, Ливии, Ливана, Сирии. Однако вследствие единичности таких случаев и запоздалости подобных действий поиски альтернативы российскому рынку идут крайне медленно.
Некоторые "горячие головы" уже предлагают украинским производителям прибегнуть к демпингу, чтобы прорваться на новые рынки. Однако при реализации такого сценария нет никакой гарантии, что на Украину не наложат антидемпинговые санкции и оштрафуют за "нерыночное поведение", так что данный способ может еще больше навредить многострадальной мясо-молочной отрасли. А некоторые ярые патриоты призывают соотечественников потерпеть еще с полгодика, дождаться вступления Украины во Всемирную торговую организацию и затем отыграться на России по полной программе: и за мясо, и за молоко, и за газ с нефтью... Звучит, конечно, заманчиво, но в свете взятого правительством Виктора Януковича курса на затягивание процесса присоединения нашей страны к мировому торговому клубу (или, не приведи Господи, синхронизации этого процесса с РФ) реализация такого сценария представляется весьма проблематичной.
Словом, радоваться отмене "мясо-молочного эмбарго", конечно, можно и нужно, но работы, которую необходимо провести для возвращения украинского экспорта в норму, - непочатый край.