Клонирование: второе сотворение человека? [ Редагувати ]

Христа распяли на кресте, потом похоронили, потом он воскрес. Это последовательность событий хорошо известна. Менее известно, что прежде чем похоронить, его обернули в кусок холста, именуемый плащаницей.
Священная материя хранится в храме в итальянском городе Турине. Если повезет, и плащаница окажется доступна в тот день для обозрения, то в темноте храма можно увидеть, как на подсвеченном сзади холсте проступают очертания человеческого лица. Это лик Христа, отпечатанный его же кровью, считает церковь.
Представьте, плащаницу крадут. Кровавые пятна содержат достаточно генетического материала, чтобы клонировать Иисуса. В анонимной лаборатории в некой стране совершается то, что давно обещает нам церковь. Второе пришествие Христа. Его копия вновь является человечеству, чтобы творить добро и чудеса.
Вообразите, какую глобальную мощь, какое влияние может обрести группа людей, которая вернет христианскому миру второго Спасителя?!
Это сюжет фантастического художественного фильма, за съемки которого собирались было взяться английские кинематографисты. Но теперь это была бы вторая серия. Первую, документальную, демонстрирует в эти дни на наших глазах сама жизнь.
На пресс-конференции в последнюю предновогоднюю пятницу американская компания "Клонэйд" подтвердила: ее ученые создали первого в истории клонированного ребенка. Абсолютно здоровую девочку, якобы родившуюся кесаревым сечением у 31-летней американки, нарекли Евой. Личность роженицы и место сенсационного события хранятся в тайне.
"Я праздную научный успех", - торжествует биохимик Брижит Бусселье, руководитель "Клонэйд". Следующий по счету клонированный ребенок родится в Северной Европе в первую неделю Нового Года, заявила она, а вскоре появятся еще три. "Наука может быть использована во благо и во зло. Я верю, что на этот раз - во благо", - подвела Бусселье философский итог эпохального вроде бы свершения.
Но человечество не уверено. Ни в том, что роды клона действительно имели место, ни в том, что они облагодетельствуют мир. Смущает не только связь "Клонэйд" с оккультной сектой "раэлитов", которые убеждены, будто все мы, земляне, были клонированы инопланетянами 25 тысяч лет назад. И не скаредность творцов первого искусственного человека - они собираются брать с каждого последующего заказчика по 200 тысяч долларов.
Смущает всякое отсутствие доказательств. Хотя бы умышленно нерезких, пусть со спины фото матери или дитя. Таких снимков нет. "Клонэйд" пообещала представить "независимое исследование" ДНК "через 8-9 дней", но видные ученые подняли это обещание на смех - за столь короткий срок сличить сотни тысяч последовательностей хромосом просто немыслимо.
Как заявил Фред Экхард, пресс-секретарь генерального секретаря ООН Кофи Аннана, из-за отсутствия научных доказательств "мы не можем автоматически считать это свершившимся фактом". "Не стоит ожидать, что генеральный секретарь пошлет цветы", - с явной иронией добавил он.
Ирония-то иронией, но трудно отрицать одно. Если клон человека еще не создан, то его появление в самом ближайшем будущем неотвратимо. Несмотря на все страхи, медицинские противопоказания и этические возражения, наука рвется к цели, как бешеный крокодил, перемалывающий на своем пути все и вся.
Так, на недавней пресс-конференции в Риме итальянский гинеколог Северино Антинори в свою очередь объявил, что сотворенный им клон появится в январе 2003 года. Неназванная женщина в неназванной стране беременна существом, представляющим собой точную генетическую копию отца. Кроме того, есть будто бы еще две женщины, тоже вынашивающие зародыши клонов.
Выходит, вне зависимости от того, блефует ли сегодня "Клонэйд" или нет, скоро можно будет творить людей под копирку? Фантазия бойко подсказывает сногсшибательные варианты.
Скажем, почему бы не размножить такую воплощенную в женщине красоту, какую являла собой Мерилин Монро? Даешь вторую, пятую, десятую Мерилин! Да что там американская секс-бомба. А просто родственники и близкие, безвременно покинувшие нас на этой земле, чем они хуже? Почему бы не вернуть их двойников к жизни?
И, наконец, мы сами. Чем не объект для второго пришествия? Клонировал к старости самого себя, клонировал любимую женщину, теперь уже, увы, старушку, - и пошла жизнь как бы по второму кругу. Со временем можно будет, видимо, скопировать в мозг клона всю накопленную тобой за жизнь информацию, как это делается между двумя компьютерами. Бессмертие вроде бы не за горами.
Мерещатся, конечно, и разного рода злоупотребления. Кому-то может срочно понадобиться воссоздать Гитлера по куску его черепа, хранящемуся где-то в сейфах Кремля. Некое дурное правительство займется разведением высшей расы, как мечтал тот же Гитлер. Кто-нибудь задумает вырастить человека, только чтобы разобрать его потом на запасные части для самого себя.
Но, стоп! Проведем грань между этими теоретическими возможностями, и тем, что обещает нам сегодня наука. Заметим сразу: и "Клонэйд" и Антинори идут по проторенному пути. Как известно, 5 июля 1996 года в Рослинском институте вблизи шотландской столицы Эдинбург родилась овечка Долли. Профессор Иан Уилмут с коллегами клонировали его из клетки взрослого животного.
Очевидно с той же технологией экспериментирует сегодня как американская биокомпания, так и итальянский гинеколог. Но не на звере, а сразу на венце мироздания - человеке.
Схема такая. Из ядра женской яйцеклетки удаляются хромосомы ДНК, то есть генетический материал матери. Его замещают другим генетическим материалом, взятым, скажем, из кожной клетки донора. С помощью электрического импульса в реконструированной яйцеклетке запускают процесс деления, как это происходит в нормальном эмбрионе. Затем яйцеклетку помещают в матку "родной" или суррогатной матери по давно испытанному методу "оплодотворения в пробирке".
Вот и все. Просто? Отнюдь нет. Хотя эта технология детально описана в медицинских журналах, наука еще плохо понимает тайну того, что можно назвать вторым - после Бога - творением живого существа.
Уровень риска пока недопустимо высок. Возьмем биографию той же исторической овечки. Тогда было предпринято 430 попыток клонирования. Из полученных 277 реконструированных эмбрионов до стадии внедрения в матку дожили 29. А выношен был лишь один - Долли.
Это означает, что перенос этой технологии на человека был бы верхом преступной безответственности, считают ученые с мировыми именами. Вправе ли мы идти на риск сотворения ребенка-клона, если менее 1% клонированных животных дожили до рождения? Да еще у большинства тех, кто родился, обнаружились тяжелейшие дефекты - недоразвитые легкие, пороки сердца, ущербные кровеносные сосуды, диабет, дефицит иммунной системы, что только у них не обнаружилось.
Кроме того, глава "Клонэйд" Брижит Бусселье и тот же Антинори молчат об одной опасности, которая уже ясна многим генетикам, занимающимся исследованиями в области клонирования. Как у человеческих клонов будет обстоять дело с возрастом? Не окажутся ли они вскоре старше своих биологических доноров?
Для клонирования Долли взяли клетку взрослого животного - шестилетней овцы. В результате теломеры, то есть концевые участки хромосом, новорожденной овечки оказались укороченными. А это признак почтенного возраста, поскольку теломеры укорачиваются с каждым делением клетки.
Поэтому и человек, клонированный из взрослой клетки, может быть предрасположен к стремительному старению. Похоже, девочка Ева обречена стать через год бабушкой Евой.
Это возражения медиков. Но на "Клонэйд", доктора Антинори и его возможных последователей обрушился еще ураган критики моральной, этической.
На что они замахнулись? На творческую монополию Господа Бога? В их экспериментах уникальную комбинацию генов, составляющих человека, определяет не Всевышний и даже не любовь, сводящая в соитии мужчину и женщину, а чья-то персональная, часто корыстная воля.
В этом смысле символично, что сенсационная новость о сотворении искусственного человека приурочена к дням между католическим и православным Рождеством. С точки зрения миллионов верующих, создание клона - это анти-Рождество. Резиновая медицинская перчатка, брошенная в знак вызова Господу.
Если свободное общество отвергает контроль Большого брата в нашем воспитании, образовании, социальных отношениях, то как можно позволить кому-то полностью контролировать нашу генную индивидуальность? Недопустимо! - яростно возражают философы, правозащитники и прежде всего церковь.
В результате опыты по человеческому клонированию запрещены Европейской конвенцией по правам человека и биомедицине. Запрет распространяется не только на страны ЕС, но и на все государства Европы. Такого же мнения придерживается и Россия, где на такого рода исследования наложен в прошлом году 5-летний мораторий. Шумиха вокруг "Клонэйд" всколыхнула также Америку. Президент Буш счел сомнительную новость о рождении клона "глубоко тревожной" и потребовал от конгресса срочно проголосовать за вето на такие эксперименты.
Сами экспериментаторы неохотно признают еще одно неприятное для них обстоятельство. Генетическая идентичность еще не гарантирует идентичности личности и ее поведения. Клону не дано стать точной копией. Индивидуум - это не только комбинация генов. Это и влияние на эти гены окружающей среды. Скажем, многое зависит даже от того, в каком участке матки развивается эмбрион. Сдвинулся чуть в сторону - получился не тот. Не говоря уж о воспитании, образовании и прочем.
Если удастся клонировать Паганини, то это вовсе не исключает, что мальчик вырастет воришкой и наркоманом, а не музыкантом-виртуозом. Гены лишь очерчивают возможности - печать на конечном результате ставит среда.
Но таким образом, похоже, опровергается главный тезис противников клонирования. Они утверждают, будто новая биотехнология "обесчеловечивает человека", поскольку он становится продуктом индустриального конвейера: вот это сборочная линия для Саш, а это - для Маш. Между тем, с клонированием ли, без клонирования ли, а индивидуальность человеческой личности, видимо, сохранит свою неповторимость.
Теперь об этике второго сотворения человека. Медиков проблемой этичности не отпугнешь. "Не наше делать решать, что морально, а что нет, - говорят многие ученые-генетики. - Наш долг - предоставить услуги, которых хочет пациент. Что действительно аморально, так это отказывать страждущему в его нужде".
А есть ли страждущие? Безусловно. Нет более сильного человеческого инстинкта, чем инстинкт воспроизводства потомства. Он проломит все запретительные законы, отвергнет осторожность ученых и толкнет на великий риск.