ВР рассмотрела два законопроекта "О землеустройстве" [ Редагувати ]

Верховная Рада рассмотрела во вторник в первом чтении два проекта законов "О землеустройстве". Первый законопроект внесен Кабинетом Министров, второй - народными депутатами Михаилом Зубцем (Аграрная партия Украины), Степаном Гавришем ("Деминициативы"), Иваном Зайцем ("Наша Украина") и Иваном Кириленко (АПУ).
Правительственный проект закона "О землеустройстве" определяет порядок осуществления в Украине землеустройства, обеспечение рационального использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшения естественных ландшафтов.
Под землеустройством определяют совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, связанных с регулированием земельных отношений и рациональной организацией территории административно-территориальных образований, субъектов ведения хозяйства, осуществляемых в процессе развития общественно-производственных отношений и производительных сил.
Законопроект определяет перечень случаев, когда землеустройство осуществляется обязательно. Среди таких случаев, в частности: предоставление и изъятие земельных участков, определение границ ограниченных (сложных) в использовании частей объектов землеустройства, осуществление мер по сохранению и улучшению естественных ландшафтов, восстановление и повышение плодородия земель, защиты земель от эрозии, подтопления, высушивания, сдвигов, засоления, заболачивания, уплотнения и тому подобное.
Проект определяет перечень видов землеустроительной документации. При этом центральный орган исполнительной власти по земельным ресурсам может установить другие виды землеустроительной документации.
Финансирование мероприятий, связанных с осуществлением землеустройства, осуществляется за счет средств: государственного бюджета, местных бюджетов, средств землевладельцев и землепользователей, других источников, не запрещенных законодательством.
Эксперты Института проблем законодательства им. Ярослава Мудрого указывают, что принятие этого проекта закона позволит определить порядок организации и осуществления землеустройства в Украине.
По выводам этих экспертов, проект указывает, что субъектами землеустройства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, однако не определены в проекте их права и обязанности относительно землеустройства.
Также проектом определено, что координация работ по организации землеустройства обеспечивается центральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и его территориальными органами. Но проектом не определено, какие полномочия имеет этот орган исполнительной власти.
Эксперты указывают, что проект определяет, что использование информации государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственном земельном кадастре". Но на данное время такой Закон Верховной Радой еще не принят.
Законопроект "О землеустройстве", внесенный народными депутатами, устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области землеустройства и направлен на регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными органами по управлению земельными ресурсами, юридическими лицами и гражданами по обеспечению стабильного развития землепользования.
Проектом определены термины: землеустройство, проект, земельный участок, приусадебный участок, формирование землепользования.
Проектом закона предусмотрено, что землеустройство обеспечивает, в частности, реализацию политики государства относительно осуществления земельной реформы, усовершенствование земельных отношений, формирование рациональной системы землевладений и землепользований с устранением недостатков в расположении земель, создание экологически стабильных агроландшафтов, установление и закрепление на местности границ административно-территориальных образований, территорий с особым природоохранным, рекреационным и заповедным режимами, границ земельных участков владельцев и землепользователей, осуществление организации территории несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений с целью создания условий стабильного землепользования и установления ограничений и сложностей в использовании земель.
Законопроект определяет систему землеустройства и субъекты и объекты, включенные в него.
Проектом закона определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области землеустройства.
Согласно законопроекту, землеустройство проводится в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от формы собственности и их целевого назначения в случаях: перераспределения земель и их приватизации, формирования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства, организации и упорядочения территории сельскохозяйственных предприятий и организации и разработки мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, установления в натуре (на местности) границ земель, ограниченных в использовании и отягощенных правами других лиц.
Землеустройство осуществляется на основании решений органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, заключенных договоров между юридическими и физическими лицами и разработчиками документации по землеустройству, судебных решений.
Народный депутат Украины Юрий Кармазин во время обсуждения данных законопроектов отметил, что проект закона, разработанный народными депутатами, четче выписывает определения и функции субъектов и объектов землеустройства и ряд других положений, касающихся данного вопроса.