Россия: Пасха по размаху продаж соперничает с Новым годом [ Редагувати ]
Наступающая Пасха - главный христианский праздник. Но если судить по вовлеченности в празднование широких неверующих слоев населения и повышенной "боевой готовности" бизнеса, Светлое Христово воскресенье становится постепенно главным праздником страны. Уже сейчас по объемам продаж предпасхальные дни успешно конкурируют с самыми выгодными для торговли - предновогодними. Страна переживает пасхальный бум.
По результатам исследований ВЦИОМ России, если в 1989 году только 30 процентов опрошенных считали себя православными, то в прошлом году эта цифра выросла до 57 процентов. При этом всплеск числа верующих наблюдался чаще всего в нестабильные с экономической точки зрения годы - 1993, 1994, 1999 (соответственно 50, 56 и 54 процента). Пока неясно, чем объяснить рекорд религиозности прошлого года - самого стабильного, по уверениям экономистов, за последние 10 лет. А последнее время наблюдается явная тенденция роста числа верующих.
Многие священники также отмечают, что количество верующих последнее время заметно растет. А торговый бум наблюдался в это время во многих регионах страны.
Важнее Пасхи только Новый год и день рождения
Хотя лишь треть россиян считает Пасху важным религиозным праздником, отмечать ее в этом году собираются свыше 80 процентов россиян - такие данные обнародовал вчера Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) по результатам всероссийского опроса, в котором приняли участие 1500 человек.
Результаты многолетних исследований ФОМа свидетельствуют: в иерархии российских праздников Пасха прочно занимает третье место - после Нового года и собственного дня рождения. Две трети россиян заявляют, что для них это "особый праздник, день важный, значимый". Но при этом лишь для небольшой группы респондентов этот день наполнен религиозным содержанием - посетить пасхальную службу в церкви собираются 16 процентов опрошенных. Значительно больше тех, кто отдаст предпочтение семейным ценностям: посетит могилы близких и устроит праздничный обед.
Ученые утверждают, что отношение людей к Пасхе зависит от их социально-демографических характеристик. Например, особым этот день считают 72 процента женщин и только 57 процентов мужчин. С возрастом значение праздника повышается: в группе 18-35-летних его важность отмечают 58 процентов опрошенных, а среди тех, кому за 50, - 72 процента. Вопреки традиционному представлению о том, что сельские жители религиознее горожан, именно городские жители чаще называют себя православными верующими (63 процента против 53 процентов) и уделяют Пасхе повышенное внимание (71 процент против 57 процентов). Наконец, чем выше уровень образования, тем меньше эмоций вызывает Воскресение Христово. Все это позволяет социологам сделать следующий вывод: в современной России Пасха является не столько религиозным, сколько ритуально-традиционным праздником.