Курс на вырост [ Редагувати ]

Сводки с финансовых полей уже несколько месяцев являются объектом пристального внимания. Любые колебания вызывают любопытство, а когда они касаются курса гривны – острый интерес. И вот снова – доллар растет. Что же дальше?
Затишье перед бурей
После двух острых приступов ("десять гривен – не предел" в декабре 2008 и "ну вот-вот почти девять" начала января 2009) курсовая лихорадка, казалось, подуспокоилась. Украинцы привыкли к тому, что доллар стоит больше восьми гривен, а руководство страны и Нацбанка не прекращало уверять: вот еще чуть-чуть и стабилизируем, если не до шести "с хвостиком", до уж до семи с половиной – так точно. Подтверждением слов высокопоставленных мечтателей могла служить ситуация, сложившаяся в первой половине и середине февраля. Тогда доллар действительно несколько "сполз", но уже во второй половине месяца американская денежная единица резво взялась отвоевывать потерянное. На протяжении дня межбанковский доллар укреплялся на 10-15 копеек. Так, например, 19 февраля торги открылись котировками 8,27/8,37 гривны за доллар, а закрылись на уровне 8,46-8,49 гривны. А уже 20 февраля "портрет Джорджа Вашингтона" перешел очередную "психологическую" черту – 8,51. Наличный же "бакс" уже торгуется в диапазоне 8,45-8,7 гривны. Причем оснований надеяться на временный характер "всплеска" мало.
Резкое вздорожание американской денежной единицы эксперты поясняют знакомыми причинами – нехваткой валюты на рынке и несбалансированной политикой регулятора. Вернее, так объясняется общая тенденция к девальвации гривны, ведь краткосрочное укрепление национальной валюты экономисты склонны считать акцией Нацбанка во имя высоких МВФ-интересов.
Еще до прибытия миссии Международного валютного фонда ходили слухи о том, что Нацбанк будет делать все возможное для временного удержания курса в рамках "приличий" дабы не огорчать высоких гостей. Для достижения своей цели руководство НБУ использовало различные инструменты (помимо психологического воздействия а ля "Оснований для подорожания доллара не существует"): от участия в валютных торгах с курсом ниже рыночного до попыток "надавить" на банки. Своеобразным методом убеждения должно было послужить письмо, направленное руководством регулятора в адрес всех коммерческих банков 11 февраля. В этом документе НБУ "выразил глубокую обеспокоенность действиями банков, которые проводят валютные операции (в том числе по поручениям клиентов) по курсу, который существенно превышает средневзвешенный курс рынка". Упомянутый средневзвешенный курс рынка был указан на уровне 7,973 гривны за доллар (при объеме торгов в 190 миллионов долларов). Банкам, операции которых проводятся по курсу, превышающему "среднерыночный" предел, НБУ продавать валюту не планировал. А к ослушникам, упорствующим в своем высоком курсе, предполагалось применить дополнительные дисциплинарные меры, вроде приостановки лицензии на валютные операции.
Жесткие меры Нацбанка вполне вписывались в концепцию попыток удешевить доллар при минимуме затрат (понять руководство центробанка можно – валютные резервы не бесконечны). И коммерческие банки пошли ему навстречу. Правда, во-первых, на рынке наличных продаж политика НБУ отразилась мало – банки "выровняли" курс за счет "стабилизирующих" комиссионных. А, во-вторых, дефицит доллара никто не отменял, и даже участники рынка, готовые расстаться с крупными запасами валюты не спешили это делать – зачем, если позже можно продать дороже. "Конечно, несколько дней банки будут бояться отбора лицензии, и пытаться снижать курс ниже 8 гривен за доллар. Но мало кто будет продавать, и с такими объемами интервенций НБУ мы продержимся несколько дней. Потом будет резкий рост, если не будет поддержки резервов со стороны МВФ или других источников, о которых говорит премьер-министр", - анонимно делился своими соображениями с прессой один из банкиров. Так и получилось – дополнительные вливания украинская финансовая система пока не увидела, миссия МВФ улетела (хотя обещала вернуться), а гривна снова "поползла" вниз.
Без кредита и жизнь не мила…
Зависание в воздухе второго транша от Международного валютного фонда практически сразу же было внесено в перечень основных дестабилизирующих украинскую экономику факторов. Причем, помимо основной проблемы – Украина недополучает около 2 миллиардов долларов, – "мешают жить" и косвенные имиджевые обстоятельства. Поддержка МВФ – это не только реальные деньги, но и сигнал для всего мира – в Украине все не так плохо, чтобы лишить ее помощи. Но пока вторая "порция" кредита "стэнд-бай" задерживается.
Проблемы с траншем номер два можно было спрогнозировать еще во время подписания меморандума с МВФ, когда отечественные парламентарии не спешили идти на встречу требованиям представителей Фонда. Следующим "звоночком" предсказуемо стал бюджет на 2009 год, а главное – объем его дефицита. По ходу работы миссии в Украине, ее участники заверяли, что значительные проблемы не предвидятся – например, НБУ полностью выполняет взятые на себя обязательства. Тем не менее, камней преткновения в отношениях Международного валютного фонда и украинской власти хватает. Основная причина, по которой Фонд может недоброжелательно относиться к действиям руководства нашей страны – это дефицит бюджета в размере 31,1 миллиарда гривен. Кроме того, представители Фонда имеют основания сомневаться в правдоподобности зафиксированных в главной смете страны макропоказателей. Дополнительные сложности могут возникнуть в связи и с другими факторами: от традиционных "невозвратов" по НДС до планов правительства на работу приснопамятного "печатного станка НБУ" (согласно меморандуму, в 2009 году НБУ не имеет права увеличивать денежную базу более чем на 11%). Тем не менее, пока не все потеряно. Миссия покидала нашу страну с отеческим наставлением переписать бюджет. Правительство готово это сделать, правда, не ранее, чем в мае. Поверит ли этим обязательствам Международный валютный фонд – еще вопрос.
На задержку с выделением второго транша кредита МВФ зарубежная пресса отреагировала однозначно: у украинской экономики проблемы, а корень их неразрешения лежит в политической плоскости. Именно потому в контексте задержки помощи Фонда часто вспоминают пресловутый "пятимиллиардный российский кредит". Причем вспоминают в разных трактовках: от "украинское правительство уже не знает, где найти деньги" до "несговорчивость МВФ толкает Киев в объятия Москвы". При этом другие международные организации готовы проспонсировать Украину. Но, во-первых, достаточно скромно, во-вторых, - целевыми выплатами. Так Европейский банк реконструкции и развития готов поделиться 500 миллионами долларов с украинскими банками для их рекапитализации. А Всемирный банк не прочь выделить на те же цели порядка 750 миллионов долларов, плюс – около 1 миллиарда инвестиций в инфраструктуру. Директор ВБ по Украине, Беларуси и Молдавии Мартин Райзер считает, что перезапустить экономику без реформирования финансового сектора невозможно. Без кредита МВФ сделать это непросто – финансовые рейтинги Украины не зря стремительно падают.
Новости о том, что международные рейтинговые понижают позиции украинской финансовой системы в целом и отдельных банков в частности уже перестали быть неожиданностью. Выводы, содержащиеся в отчетах сотрудников агентства Standard & Poor's не радуют: "Связанные с этим (общим ухудшением экономического климата, - "Подробности") явления - снижение качества активов, сужение ликвидности, падение показателей прибыльности - несут с собой пагубные последствия. Не удивительно, что доверие к банковской системе быстро ослабевает, о чем свидетельствует продолжающийся отток средств со счетов клиентов". Украинским банкам прогнозируют серьезное ухудшение качества кредитных портфелей, сложности с выплатой внешних обязательств и дальнейшие проблемы, связанные с девальвацией гривны. К слову, приверженность к сохранению стабильности национальной валюты аналитики вменяют в вину НБУ. "Следует отметить, что НБУ вынужден решать противоречащие друг другу задачи - предотвращать падение курса гривны и поддерживать ликвидность банковского сектора", - отмечается в отчете, обнародованном 13 февраля. Впрочем, наблюдающееся падение курса гривны подтверждает, что деятельность Нацбанка в этом направлении оказалась не слишком результативной.
Еще в начале января директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин пояснял "Подробностям", что объективных причин для ревальвации гривны в 2009 году нет. Мешают безоблачному бытию украинской валюты как падение промышленного производства, углубляющее внешнеторговый дисбаланс, так и несбалансированная экономическая политика руководства государства. Спустя полтора месяца, по мнению эксперта, ситуация не изменилась, а укрепление гривны было временным явлением, призванным продемонстрировать власть Нацбанка над рынком. Более того, то, что курс меняется, не взирая на усилия руководства НБУ – сам по себе неприятное обстоятельство.
Несмотря на ограничения, которые пытается внедрять руководство центробанка и незатихающие "мантры" "Гривна будет укрепляться", сложно рассчитывать в ближайшее время на стабилизацию курса. Спрос на американскую валюту по-прежнему превышает предложение даже с учетом того, что в январе экспорт "победил" импорт. Некоторые экономисты поясняют это явление просто: из-за задержек с газовыми контрактами серьезная статья импорта оказалась "не у дел". К тому же, в любом случае "Нафтогазу" потребуются значительные объемы валюты. И пусть госкорпорации продавать доллары будет непосредственно НБУ (такое решение было принято в конце 2008 года), без дополнительной нагрузки на валютный рынок обойтись не получится. В остальном же – все, как всегда: необходимость в "портретах американских президентов" не падает; держатели серьезных объемов валюты не спешат их сдавать, боясь продешевить; а банки готовы практиковать подход заботы о себе, рассчитывая на рефинансирование со стороны НБУ или ресурсы зарубежных "мам" – перед ними стоит проблема погашения валютных задолженностей. Выправить дисбаланс могли бы серьезные вливания от Нацбанка, но и его резервы ограничены. К тому же свое влияние оказало и мнение МВФ, озвученное Петром Порошенко, о том, что среднегодовой курс доллара в Украине составит 8,6 гривны за доллар, обещая всплеск в первой половине года. И курс радостно "подтягивается", причем весьма активно. К концу февраля экономисты обещают доллар по 9 гривен. Какими методами на такой курс будет реагировать Центробанк пока предположить сложно. Но усидеть на двух стульях одновременно – спасать одновременно и гривну, и банковскую систему – сложновато. Весна, похоже, будет жаркой, как минимум, в финансовом отношении.