Известия: переписка была невозможна [ Редагувати ]
18 мая в Крыму отмечали День памяти всех репрессированных народов - татар, армян, греков, болгар и немцев.
В этот день крымские татары вышли на площадь Симферополя, чтобы вспомнить трагическую дату - 59-ю годовщину депортации. Вслед за татарами в 1944 году по приказу Берии из Крыма в вагонах для скота вывезли армян, болгар, греков и немцев - по официальным данным, более 300 тысяч человек. 18 мая стало в Крыму официальным Днем памяти всех репрессированных народов - его широко отмечают украинские и крымские власти. Судьбы крымских татар сложились по-разному. Так, в семье Рузиевых одному брату удалось сбежать за границу, другого отправили в штрафбат, а его жену и детей депортировали в Среднюю Азию.
Участники этой истории умерли, и восстановить ее во всех подробностях нет возможности. В семейных преданиях она выглядит так. Летом 43-го, что ли, года из немецкого лагеря для военнопленных, расположенного где-то под Ялтой, бежали два брата крымских татарина Эльдар и Эмир Рузиевы (фамилия по просьбе родственников изменена). Побег им организовали местные рыбаки. На рыбачьем баркасе они должны были уйти в Турцию. Младший Эмир был холост и согласился, старший Эльдар остался на берегу - к тому времени у него была большая семья, четверо детей, он не хотел их покидать.
О младшем мы забудем до конца 60-х. А старший, сапер, нашел своих, попал в штрафбат, оттуда был возвращен в обычные войска, с ними дошел до Берлина. В 1944 году Эльдар перестал получать письма от семьи, а потом узнал о депортации. С каким настроением он после этого воевал, никто не знает.
Демобилизовавшись, Эльдар Рузиев отправился в Ташкент - было известно, что большинство семей высланы в Узбекистан. Официальной информации не было - никто не потрудился сообщить фронтовикам, где их родные. Эльдар ходил по инстанциям, потом по дворам. Наконец узнал, что семья под Джизаком, в Сырдарьинской области, в голодной степи. Людей, привезенных в пустыню из цветущего Крыма, просто выбрасывали на станциях. Это уже потом появились бараки, а сначала были земляные норы, вырытые по обрывистым берегам Сырдарьи. Жене старшего брата, обстирывавшей местное население, удалось сохранить только троих детей. Правда, и те пухли от голода. Такими их увидел вернувшийся с фронта отец.
В конце 60-х каким-то образом стало известно, что младший из братьев, Эмир, благополучно добрался до Турции. Тамошняя крымско-татарская община помогла ему обустроиться, и он начал свое дело - открыл небольшую табачную фабрику. По слухам, бизнес его шел удачно, и к тому времени он был богатым семейным человеком. Повидаться братьям так и не удалось. Эмир никогда больше не был на родине, старший никогда не выезжал за ее пределы. Переписка была невозможна.
Уже немолодыми людьми дети Эльдара Рузиева, продав все, что у них было в Узбекистане, вернулись в Крым. Сделать это раньше они не могли. До 1967 года крымским татарам было запрещено не только селиться в Крыму, но и просто въезжать на его территорию. Однако крымские татары еще с 1956 года начали движение за возвращение домой, слившееся затем с советским правозащитным движением.
Мустафа Джемилев, глава меджлиса крымско-татарского народа:
За полвека борьбы мы не пролили ни капли крови
- Мустафа-ага, сколько в Крыму крымских татар и сколько за его пределами?
- По официальной статистике, 248 тысяч, но мы полагаем, что около 260. Сколько за пределами Крыма, точных данных нет. По нашим оценкам, в бывшем СССР их от 150 до 200 тысяч, преимущественно в Узбекистане.
- Скольких еще вы ждете?
- Нет крымских татар, которые не хотели бы вернуться на родину. Но тут социальные и правовые проблемы, финансовые затраты... А так - не думаю, что многие хотят там остаться.
- В момент депортации вы были ребенком...
- Мне было шесть месяцев. Но родные рассказывали, как это было. Под утро, в 3-4 часа, автоматчики вошли в каждую дверь. Дали 15 минут на сборы. Все мужчины были на фронте, оставались женщины, дети и старики, и никакого сопротивления не было, но несколько человек были застрелены. Вывезли почти всех практически в тот же день. Дорога длилась около месяца. Это были телячьи вагоны. Там же и умирали. Хоронить не разрешали, и умерших оставляли на станциях... Берия не учел, что на Арбатской стрелке - это такое место в Крыму - жили около 300 человек, рыбаки. Их забыли выселить, а Сталину уже доложили, что вывезли всех. И чтобы исправить эту ошибку, их вывели в море и утопили.
- Людей вывозили в основном в Узбекистан. Как они там жили?
- Как правило, их расселяли в бараки, а в некоторых местах просто бросали на станции. По нашим оценкам, в первые два года погибли около 46 процентов крымских татар. Андижанская область, куда попала наша семья, была сравнительно благополучной, а в Сырдарьинском районе, в голодной степи, умерли 60-70 процентов. Ужасные условия жизни, принудительный труд, голод, болезни. Видимо, были и специальные указания. Ужасно боялись люди больниц: попадали туда с какой-нибудь ерундой, а оттуда уже не выходили.
- Что сейчас, когда народ вернулся на родину, вы считаете основными проблемами крымских татар?
- Мы считаемся национальным меньшинством, хотя по закону должны рассматриваться как коренной народ со всеми вытекающими последствиями. В Крыму татары составляют 13 процентов населения, если не брать Севастополь - там их меньше процента. А представительство крымских татар в органах исполнительной власти - от нуля до нескольких процентов. Украина нам помогает, выделяет какие-то средства, но у нее нет денег. Казалось, какую-то активность должна проявить Россия, но этого нет. Наоборот, российская пресса пишет, что возвращение крымских татар создает там проблемы для русских. Но народ возвращается... Мы гордимся тем, что за полвека нашей борьбы за возвращение на родину мы не пролили ни своей, ни чужой крови.