Китай планирует внедрить новую автомобильную доктрину [ Редагувати ]
Предварительный вариант китайской программы развития автопромышленности был обнародован в мае. Конечная цель, заявленная в этом рамочном документе, - превратить Китай в "крупнейшую мировую автомобилестроительную державу" и обеспечить "широкомасштабную экспансию (китайских автопроизводителей) на международный рынок". Руководство Китая ставит перед своими компаниями цель: "к 2010 году более 50% продаж автомобилей, произведенных в стране, должны быть произведены местными компаниями, владеющими правами собственности".
Несмотря на то что местные автомобилестроительные компании по-прежнему удерживают сильные позиции на рынке грузовых транспортных средств, на рынке легковых автомобилей в Китае доминируют западные брэнды. Новая стратегия развития автопрома по замыслу ее авторов должна вынудить иностранные автомобилестроительные компании заняться исследованиями и разработкой автомобилей в Китае, а также стимулировать передачу современных технологий СП, действующим в стране. Сейчас ситуация выглядит иначе: большинство существующих автомобилестроительных СП в Китае выпускает модели, разработанные за рубежом для продажи на внутреннем рынке. "С принятием этой программы (иностранные автомобилестроительные компании) будут вынуждены передать свои технологии и ноу-хау местным партнерам", - полагает местный анонимный эксперт в области автоиндустрии. Предыдущая программа развития китайского автопрома была принята в 1994 году.
Она ставила целью консолидацию раздробленной автопромышленности в рамках ограниченного числа крупных компаний. Последние могли бы работать с иностранными инвесторами над модернизацией обветшалых производственных мощностей и выводом новых моделей на дороги Китая. Но после вступления Китая в ВТО в конце 2001 года правительство приняло решение отказаться от старой концепции. Теперь ставка делается на модели, разработанные внутри страны. При этом в новой концепции останется без изменения максимальная 50%-ная доля участия иностранных компаний в китайских СП. Некоторые эксперты выражают опасения по поводу того, что новая программа не слишком соответствует условиям, на которых Китай вступил в ВТО. Но они признают, что доказать это будет сложно. "(Эта программа) противоречит духу ВТО, - уверен вышеупомянутый автомобильный эксперт. - Но (китайское правительство) так ловко ее написало, что в ней не содержится никаких явных нарушений взятых им обязательств перед ВТО".