Степан Украинский: Экс-министр раздумывает о политическом убежище [ Редагувати ]

- Господин Степан, почему Данилишин уехал из Украины?
- Богдан Данилишин выехал в Германию на лечение. Сделал это еще до того, как против него было возбуждено уголовное дело. У Данилишина проблемы с печенью и позвоночником. Он уехал до того, как появился какой-то запрет на выезд за пределы Украины. То есть экс-министр выехал абсолютно законно и ни от кого не скрывался. Он лечился в клинике в Германии, к нему туда звонили журналисты, и если бы правоохранительные органы действительно хотели с ним пообщаться, у них была такая возможность.
- Каким образом экс-министр оказался в Чехии, ведь задержали его в Праге?
- Богдан Михайлович захотел встретиться с представителями следственных органов, когда узнал, что он находится в розыске. Он ни от кого не скрывался. Недавно через определенные источники прокуратура сообщила нам, что они хотят встретиться с Данилишиным на территории Чехии в посольстве Украины в Праге. Данилишин, закончив курс лечения, добровольно согласился поехать на встречу со следователями, чтобы увидеть пояснения о причинах объявления его в розыск и о причинах возбуждения уголовного дела.
- Как проходила встреча с представителями прокуратуры?
- Мы лично привезли его из Германии в посольство Украины в Праге. Там следователи из Украины его задержали и впервые предъявили ему постановление о возбуждении уголовного дела. То есть только в этот понедельник, 18 октября, он впервые увидел и узнал о существовании этого постановления. В посольстве Украины Данилишина допросили и предъявили обвинение. Экс-министр дал полностью все показания. Богдан Михайлович объяснил, что не от кого не прятался и предоставил копии документов, по которым он находился на лечении в Германии. Однако следователи, нарушая законодательство Украины, не привели ни одного реального доказательства, что Данилишин совершил преступление. Кроме того, следователи относились к экс-министру как к преступнику. Хотя это является нарушением презумпции невиновности. Ведь суд не доказал, что Данилишин является преступником. Он вообще только-только получил информацию о возбуждении уголовного дела. Задерживая экс-министра, следователи не составили протокол о задержании, что должны были сделать согласно Уголовно-процессуальному кодексу Украины, который действует на территории посольства Украины в Чехии. Его принудительно вывели на улицу, где сразу передали чешской уголовной полиции.
- Что происходило потом?
- Чешская полиция в нашем присутствии увезла Богдана Михайловича в полицейский участок, где был оформлен протокол и осуществлены все необходимые процессуальные действия. Поэтому я хочу опровергнуть заявление заместителя генпрокура Виктора Занфирова, который сказал, что Богдан Михайлович пришел в чешское лечебное учреждение, где якобы полиция его поймала. Это абсолютно неправда, поскольку мы сопровождали Богдана Михайловича из Германии в посольство Украины, куда он совершенно добровольно приехал, дал все объяснения, предоставил все документы. Богдан Михайлович сих пор не понимает отношение Генпрокуратуры, и почему она пытается выставить его в таком свете.
- Где сейчас находится бывший министр?
- Господин Данилишин сейчас в Праге в специальном отделении, в котором находятся лица, ожидающие рассмотрения дела судом. В ходе судебного заседания будет решаться, отпустить Данилишина по чешским законам, или действительно есть основания для его задержания. Вторым вопросом будет приниматься решение, передавать его украинский правоохранительной структуре, или держать его на территории Чехии. Прокуратура декларирует, что Богдана Михайловича задержали, когда он где-то скрывался, и его нашли через Интерпол. Это не так! Он приехал добровольно.
- Есть ли у вас объяснение, почему так происходит?
- Я пока не хочу делать прогнозы относительно политических аспектов, потому что наша задача чисто юридическая.
- Накануне бютовец Сергей Власенко заявил, что через вас чешской стороне должны передать доказательства о политическом подтексте дела Данилишина. Будете ли вы использовать эти доказательства?
- Относительно политических аспектов, хочу подчеркнуть, что мы представляем интересы Богдана Михайловича лично. Мы не выступаем от какой-либо партии или движения. Поэтому мы пока об этом не говорим.
- Рассматриваете ли вы возможность направления прошения о политическом убежище Данилишина в Чехии?
- Данилишин любит Украину, уважает украинские законы. Он не бежал, а хочет вернуться. У него не было в планах просить убежища. Когда он добровольно приехал в посольство Украины, следователи вели себя грубо и незаконно. В этой связи он не знает, как они будут себя вести, когда он вернется в Украину. Он прогнозирует, что нарушения могут быть более значительными, и поэтому он сейчас размышляет, возвращаться в Украину или нет. Хотя очень хочет вернуться. Плана просить убежища или оставаться в Европе не было.
- Когда вы приехали к Данилишину как адвокат?
- Мы приехали к нему в Германию. И на автомобиле привезли его в украинское посольство в Праге, поскольку следователи пожелали встретиться там. Мы приехали вместе. Нарушение закона происходило у меня на глазах. Мы вместе вошли в посольство, и в нашем присутствии Богдан Михайлович дал все показания и предоставил необходимые документы.
- Когда вы стали адвокатом Данилишина? Вы же сами утверждаете, что экс-министр выезжал из Украины в Германию просто на лечение, и потому адвокаты ему были нужны.
- Я вам скажу это тогда, когда смогу.