Александр Лавринович: Каждый гражданин должен выбирать своего, живого депутата [ Редагувати ]

Руководитель рабочей группы по вопросам совершенствования избирательного законодательства, министр юстиции Александр Лавринович ответил на несколько вопросов изданию "Коммерсант-Украина".
– Проект Избирательного кодекса был зарегистрирован в Верховной раде еще в марте. Что мешает начать работу на основе этого документа, учитывая желание власти изменить избирательное законодательство?
– Сейчас говорить о кодификации (избирательных законов) не совсем профессионально. Кодификация – очень специфический вид правовой деятельности по регламентации общественных отношений с общей основой. На сегодняшний день в Украине нет общей основы для определения правовых норм, которые могут регламентировать такой вид общественных отношений, как выборы. У нас по-разному предусмотрено формирование и функционирование органов, которые должны обеспечивать проведение выборов; существуют разные субъекты процесса и много чего другого. Невозможно кодифицировать то, что регулярно изменяется и не стыкуется между собой.
– Но Виктор Янукович в среду заявил, что итогом работы группы, которую вы возглавляете, должен стать именно Избирательный кодекс...
– Работу над законом о местных выборах, законами о референдумах и выборах президента можно будет начать только после того, как завершится разработка закона "О выборах народных депутатов" с новой, смешанной избирательной системой, с новым субъектным составом, когда будет определен способ формирования избирательных комиссий. Потом, уже на этой законодательной базе, можно будет приступить к кодификации. К слову, о комиссиях. Мы пока не можем отказаться от них и перейти к европейскому варианту, когда выборы проводит, например, Министерство внутренних дел или налоговая администрация.
– Есть ли вероятность введения реальных открытых списков, когда избиратель сам определяет очередность в них кандидатов?
– Повторю, речь идет о том, чтобы каждый гражданин выбирал своего, живого депутата. А навязывание опять темы списков и того, каким способом их открывать: или тем, псевдоправовым, который одна из лидеров оппозиции (Юлия Тимошенко.–Ъ) предлагает для того, чтобы обеспечить личное формирование депутатского корпуса, или каким-то другим – это издевательство над правом, здравым смыслом и гражданами. Такое впечатление, что она (Юлия Тимошенко.–Ъ) сама верит в то, что сможет таким образом выдать черное за белое.
– Представители оппозиции уже успели назвать будущие изменения избирательного законодательства подготовкой власти к фальсификациям. Это так?
– Знаете, проявления больного воображения я вообще не хочу комментировать – это за гранью и политики, и юриспруденции.
– Настаивая на смешанной системе выборов, какой вы видите схему выдвижения мажоритарных кандидатов: путем самовыдвижения или, как это было на местных выборах, исключительно от политических партий?
– Это политический вопрос, а не правовой, и ответ на него будет дан после того, как рабочая группа проведет дискуссии на эту тему, сравнит различные предложения. Напомню, закон, подготовленный народным депутатом Александром Лавриновичем, на основе которого проводились выборы в 1998 и 2002 годах, предусматривал два типа выдвижения – от политических партий и путем самовыдвижения. На последних же местных выборах субъектами выдвижения были только политические партии, поэтому, думаю, мы будем рассматривать разные варианты. Но для нас важно, чтобы были соблюдены два требования. Первое – необходимо улучшить, скажем так, условия для общенациональных политических партий и не снизить, а увеличить общественный спрос на них. Второе – нужно дать возможность гражданам выбирать конкретного человека, политика, которому они путем голосования делегируют свои права на решение государственных вопросов.
– Планируется ли в новом законе о выборах народных депутатов снизить либо повысить проходной барьер?
– Это опять-таки вопрос политической целесообразности. Ответ на него может быть дан только после дискуссии и сопоставления всех аргументов и предложений.
– Господин Янукович сказал, что необходимо сделать все для того, чтобы законы о выборах не принимались перед самими выборами. Вы готовы ввести норму о том, что для изменения избирательного закона необходимы 300 голосов...
– Даже не продолжайте. Не готовы, и не нужно никаких норм там, где действует украинская Конституция. Ее необходимо просто соблюдать. Никаких ограничений по поводу того, что и когда можно менять, вносить невозможно – это будет противоречить основному закону. Мы просто должны иметь качественные законы для того, чтобы не было необходимости вносить в них изменения перед каждой избирательной кампанией.
– Но ведь у политических сил, кто бы ни был при власти, были и будут соблазны изменить закон под себя.
– Соблазны могут быть, но должна быть стойкая парламентская структура, которая не позволит эти соблазны, направленные на реализацию интересов какой-то политической силы, реализовать.
– В указе о создании рабочей группы сказано, что она должна предоставить свои предложения по изменению законодательства до 1 мая 2011 года. Не означает ли это, что в администрации президента уже знают, что выборов в марте следующего года не будет?
– Мне неизвестно, знают об этом в администрации президента или нет. Как по мне, то те, кто предлагал провести выборы весной 2011 года, не учли, что граждане, которые являются единственным источником власти, в соответствии с нормами основного закона осенью 2007 года выбирали народных депутатов на пять лет. А о решении Конституционного суда по этому вопросу мы в скором времени узнаем.