Владислав Каськив: Мы стремимся в 2011 году привлечь не менее 500 миллионов долларов [ Редагувати ]

Руководитель рабочей группы "Национальные проекты" КЭС Владислав Каськив был назначен главой недавно созданного Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. Каськив подвел итоги деятельности рабочей группы в 2010 году и обсудил с прессой перспективы и планы развития "Национальных проектов", пишет ИМК.
- Мы разговаривали с Вами, когда Ваша работа над "Национальными проектами" только начиналась. Что успели сделать из запланированного в этом году? Какие конкретные сдвиги произошли по формированию команды?
- Основное, что мы сделали за это время, это сформировали команду. Фактически по большинству национальных проектов есть проектные группы. И это "золотой фонд". И сформирована базовая команда в агентстве по управлению национальными проектами - это все молодые, очень амбициозные, профессиональные люди. Их большой плюс - может, кто-то учтет это в минус - то, что у них нет опыта бюрократии. Они не привыкли паразитировать на бюджетных ресурсах. Конечно, это минус, потому что они проигрывают в бюрократических войнах пока, но это ненадолго.
- Принцип отбора?
- Конкурсы были публичные. Это также одно из наших достижений и новая практика для органов государственной власти. Это первое. Второе - мы имеем четкие развернутые календарные планы и технические задания по каждому проекту. То есть мы четко понимаем, как будет реализовываться тот или иной проект, какая у него будет динамика развития, по какому календарному плану будет идти его реализация.
Есть ответственные руководители проектов в большинстве проектов. Конкурс на должности руководителей проектов мы тоже проводили публично. Было очень много обращений, но у нас достаточно высокие квалификационные требования. И должен сказать, что квалифицированные кадры - это проблема. Ведь, даже проведя этот конкурс, мы не смогли определить всех руководителей, только некоторых.
- А кто из известных людей выиграл конкурс? Решен уже окончательно вопрос с Вашим офисом?
- Я очень рад, что это тот самый Игорь Курус, который имеет большой опыт в реализации проекта ("Открытый мир". - ред.). С офисом решен вопрос, в конце концов, еще не совсем де-юре, но де-факто. Мы находимся на Цитадельной, 7-а, для наших нужд пока достаточно. Будем развиваться - откроем горизонты. Решили вопрос с финансовой поддержкой разработки технико-экономических обоснований, парламентом уже принято решение о выделении средств. Мы их еще не освоили из-за определенных административных проблем, но это только технический вопрос. Кроме того, на этот год мы внесли изменения в бюджет, на следующий - заложены в бюджет средства, необходимые для подготовки.
- И сколько внесли?
- Около 100 миллионов гривен на следующий год.
- А на этот?
- На этот - 20, но мы их еще не освоили. Для нас важно то, что мы провели консультации и переговоры с первоклассными международными компаниями. Это самые известные, авторитетные бренды, работающие в сфере консалтинга, инженерного консалтинга. В том числе, с большой четверкой: KPMG, Deloitte, Ernst & Young, Pricewaterhouse. Плюс с украинскими бизнес-ассоциациями наладили тесное сотрудничество, неформальное и очень качественное. И с европейскими бизнес-ассоциациями.
- Не секрет, что в определенных кругах всю Вашу деятельность в отношении "Национальных проектов" и, собственно, сам этот проект немного обидно в начале называли "белым шумом". Насколько серьезно бизнес воспринимает его сейчас?
- Во-первых, я думаю, что это обычный психологический эффект в любом деле. Кроме того, на фоне нелепых, безответственных заявлений со стороны государства, звучавших 20 лет, это совершенно обоснованная и ожидаемая оценка рынка.
Ни обижаться, ни удивляться тут нечего. Ответ только один - это результат. Когда мы его дадим, тогда и оценка изменится. В персональном измерении я не воспринимаю эти критерии, я понимаю, что это общая оценка эффективности работы власти и ответственности. Я думаю, что мы эту традицию сломаем.
- Я так понимаю, что люди, пришедшие во власть из крупного бизнеса, Ваши идеи понимают и поддерживают. У Вас есть противодействие со стороны тех, у кого еще осталась советская ментальность?
- Сейчас создан Международный наблюдательный совет национальных проектов во главе с Жаном Лемьером, экс-главой ЕБРР. И это, по моему мнению, достаточно серьезный показатель, и с профессиональной точки зрения нам дает большую перспективу для работы.
- Как Вы планируете распоряжаться теми средствами, которые получите от вероятных инвесторов?
- Во-первых, это все проекты государственно-частного партнерства. Закон об этом принят в Украине, бренд есть, многие говорят. Но в действительности ни один проект по государственно-частному партнерству не реализован, поэтому мы хотим имплементировать на основе национальных проектов эту форму сотрудничества.
Она заключается в том, что государство должно выполнить домашнюю работу для этих инвесторов. Те проблемы, которые есть из-за несовершенного законодательства, практики, коррупции, она должна взять на себя и решить их, и работать с инвестором уже с готовым продуктом. То есть выходить на рынок, вступать в прямой контакт с инвестором тогда, когда есть готовый продукт - это проект и консолидированные активы, необходимые для этого.
Кроме того, государству необязательно входить с бюджетными деньгами в эти проекты. Есть множество неэффективных активов, которые сейчас не работают на государство и являются бременем, потому что государство их обслуживает, и они находятся в государственной собственности. Мы же можем мобилизовать эти активы, то есть перевести их из пассива... Это объекты, не используемые государством, не приносящие прибыли, - имущественные комплексы, земли. Мы же можем их оживить. Портовая инфраструктура - то, что законодательством ограничено, она не может быть передана в частную собственность, но в форме государственно-частного партнерства - может...
Категорически что могу сказать: мы управляем проектами до этапа передачи их инвесторам. То есть наша работа заключается в том, чтобы создать площадку в большинстве случаев, затем на этой площадке собрать актив, который требуется от государства для этого проекта, опять же, имущество какое-то или земля - разрешительную документацию, без коррупции, быстро, пользуясь административными возможностями, как государственная структура.
И третье, инвестировав средства, это разработка проектной документации, создав фактически продукт. Таким образом, мы на стол кладем готовый проект, и это сокращает время доступа к деньгам до нескольких дней. То есть инвестор, принимая решение, уже работает с готовым продуктом, может завтра идти это все строить, избегая риска.
- Насколько часто общаетесь с президентом?
- Насколько необходимо. Недостатка в общении не испытываю, чувствую постоянную поддержку.
- Он лично звонит или Вы с кем-то из Администрации контактируете?
- Думаю, также не секрет, что есть большой энтузиазм и поддержка со стороны Администрации президента. На данный момент вся инициатива, вся энергетика этого проекта идет от президента, это очевидно как в публичной, так и в непубличной плоскостях. Я думаю, что без политической воли и поддержки президента даже мечтать о таких решениях было бы очень трудно. Поэтому я это говорю не для того, чтобы очередной раз прогнуться, а потому что это действительно так и есть.
А что касается рабочих моментов, то у меня есть возможность практические вопросы обсуждать часто во время международных мероприятий. Видите, сейчас очень интенсивно международное направление в работе президента, поэтому мы налаживаем, сформирована такая политика международная, особенно в практической части, которая называется экономическое сотрудничество - инвестиции, бизнес-отношения.
Эти последние визиты президента сопровождались бизнес-форумами, бизнес-мероприятиями с участием "первой линии" местных бизнесменов, инвестиционных компаний, и с украинской стороны также. Поэтому эта тема постоянно присутствует, и это позволяет решать проблемы, связанные с национальными проектами.
- Последний вопрос по этим проектам. У какого из них есть шанс первым запуститься?
- Ну вы знаете, что у нас уже есть проект, где подписаны необходимая документация и рамочный договор на финансирование. Это проект "Воздушный экспресс", строительство железнодорожного сообщения с Борисполем. Это раз. Другие проекты, по которым интенсивно идет работа, которые мы могли бы выделить, это LNG-терминал, "Открытый мир" - коммуникационная система стандарта 4G с образовательным компонентом. В отношении доступного жилья мы довольно успешно двигаемся, и в отношении перерабатывающих заводов. Мы уже идентифицировали города, где эти объекты будут сооружаться, и сейчас уже находимся в техническом процессе консультаций с местными властями для размещения этих объектов.
Перинатальный центр. Я просто им меньше занимаюсь, потому что Ирина Михайловна (Акимова. - Ред.) управление этим проектом осуществляет, но там тоже прогресс очевиден. Он самый социальный из всех имеющихся у нас проектов, но мы уже видим, что наряду с другими коммерческими проектами есть внимание и к этому - в рамках социальной ответственности.
- Вы в этом году не побили собственный рекорд по перелетам?
- Знаете, не считал, надо посмотреть. Вполне возможно.
- И, завершая нашу беседу, хотелось бы узнать о Ваших планах на следующий год, услышать Вашу оценку эффективности этого года?
- Больше половины. В следующем году мы должны основную работу сделать. Должны завершить ТЭО на всех проектах, мы должны, как минимум, по 3-4 проектам решить вопрос формулы их реализации с инвесторами или партнерами. И, в принципе, мы ставим целью уже в следующем году под национальные проекты привлечь не менее 500 миллионов долларов.