В новый учебник истории вернули Великую Отечественную и убрали "Русификацию" [ Редагувати ]

Новый учебник истории для 11 класса, который должны напечатать только летом, но уже сейчас есть сведения о кардинальных изменениях в подаче исторического материала. В частности, введен раздел "Великая Отечественная война". Совсем другое освещение получили темы русификации, украинской повстанческой армии (УПА) и Оранжевой революции.
Как сообщает газета "Сегодня", учебник пишут Станислав Кульчицкий и Юлия Лебедева. Наиболее существенные изменения касаются Великой Отечественной войны. Этот термин существовал и в предыдущих учебниках, но не использовался для обозначения всей войны. Так, в учебнике Станислава Кульчицкого и Юрия Шаповала 2005 года говорилось лишь, что термин "Великая Отечественная война" был введен советскими идеологами, а сам раздел назывался "Украина во время Второй мировой войны". В учебнике того же Кульчицкого и Юлии Лебедевой 2011 года раздел называется "Украина в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война". А одна из глав, в 2005-м называвшаяся "Оккупация Украины войсками Германии и ее союзников", стала называться "Первый этап Великой Отечественной войны".
Вопреки расхожему мнению, в учебнике 2005 года не было однозначно положительных оценок УПА, а в новой версии авторы вообще оценок избегают. Однако есть существенная разница в объемах информации о ней: в учебнике 2005-го он сравним с объемами, которые отводятся боевым действиям Красной Армии, в то время как в учебнике 2011-го война Красной Армии с немцами явно на первом месте, а действия УПА во время войны занимают приблизительно тот же объем, что и рассказ о советских партизанах (кроме того, появляется ранее отсутствовавшее упоминание о подпольной организации "Молодая гвардия").
Тема русификации в учебнике 2005 года занимает дважды по полторы страницы, причем с оценочными суждениями: в рассказе о законе об образовании 1958 года, который ввел норму о выборе языка обучения родителями учеников, сама эта норма названа "демократической" в кавычках. В 2011-м глава "Русификация" отсутствует, есть дважды по два абзаца, которые рассказывают о мерах по усилению позиций русского языка, предпринимавшихся советской властью. Но в одном месте нового учебника старая трактовка все-таки прорывается: в главе о литературе 60-х говорится, что литераторы вели "борьбу против русификации".
Опять же вопреки легендам, в предыдущем учебнике для 11 класса нет упоминания об Оранжевой революции – учебник с упоминанием о ней был издан в 2005-м для 5 класса, а для 11-классников все заканчивается 2002 годом. В учебнике 2011 года один абзац появляется. В нем нет оценок, говорится лишь о том, что Виктор Ющенко не согласился с итогами второго тура, начались массовые протесты, которые назвали Оранжевой революцией, состоялся повторный второй тур и Ющенко стал президентом. При этом даже не упоминается, с кем же, сосбственно, Ющенко сражался на выборах. Заканчивается учебник краткими биографиями двух последних президентов — Ющенко и Януковича.
Новый учебник получил разные оценки среди украинских политиков. "Авторы наконец очистили учебник от конъюнктурщины, когда мнение группки людей пытались навязать всей стране, - сказал нардеп-регионал Михаил Чечетов. – "Оранжевая" бригада хотела сделать из наших детей зомби, так как патриотизм можно строить только на исторической правде. А наша Великая Победа — это главный аспект исторической правды".
"Нельзя, чтобы каждая власть меняла учебники, особенно если это делается под диктовку Кремля, — считает нардеп-нашеукраинец Андрей Парубий. - То, что уменьшают объемы информации об ОУН-УПА и руссификации, говорит о том, что Табачник реализует идеологию "Русского мира", которая является основным пунктом для политтехнологов Москвы, конечной целью которых является новая колонизация Украины".
Министерство образования политическую ангажированность отрицает. "Мы не можем каждый квартал менять учебники под влиянием политической ситуации. Безусловно, историческое образование не может быть вне политики, так как оно формируется государством. Однако государство должно должно представлять идеологию большинства. Вообще же, учебник истории — это компромисс между исторической наукой, исторической памятью и историческим образованием. Считаю, что в этом году авторами учебников такой компромисс достигнут".