Церковь хотят "узаконить"? [ Редагувати ]

24 апреля Украина отмечала Пасху. К этому христианскому празднику президент Украины Виктор Янукович приготовил для разных конфессий "подарок". 21 апреля на встрече с главами украинских церквей и религиозных организаций глава государства заявил – настала пора "восстанавливать историческую справедливость" и возвращать "церковную собственность" хозяевам. Этот вопрос, по словам Януковича, будет учтен в новой редакции закона "О свободе совести и религиозных организациях". Есть, правда, одно "но" – соответствующий законопроект до сих пор не зарегистрирован.
Чем плох старый закон "О свободе совести"?
На встрече с представителями религиозных организаций в президент Украины горячо приветствовал их участие в разработке новой редакции закона "О свободе совести и религиозных организациях" и законопроекта "О возвращении культовых строений религиозным организациям". "Мне известны ваши пожелания касательно упомянутых законопроектов. Поэтому я вас приглашаю и буду приветствовать участие в их разработке представителей всех конфессий и церковных организаций. Мы эти изменения отработаем, нормативно правовая база будет создана, и после этого, как изменения будут согласованы общим консенсусом, я, как президент, подпишу этот закон", - сказал Янукович. Пока же никаких законопроектов нет. В базе данных Верховной рады Украины большинство зарегистрированных попыток изменить закон "О свободе совести" относятся к таким проблемам, как "религиозные секты" и социальное обеспечение преподавателей и учащихся религиозных учебных заведений. Так что свои требования в виде законопроекта религиозные лидеры и симпатизирующие им политики пока не оформили. Хотя вопрос церковного имущества для украинских явно не праздный. А тут и сам президент способствует. "Возвращение церковной собственности должно быть делом государственного внимания и контроля", - сказал Янукович на встрече.
Но чем так плох старый закон "О свободе совести"? Одной из существенных недоработок в старом законе, по мнению представителей крупнейших конфессий, было не закрепление за церковью статуса юридического лица. Юрлицами могли быть лишь религиозные общины. Они же имеют право получить у государства культовое имущество в бесплатное пользование. Украину долго и последовательно критикуют за эту меру. В том числе и зарубежные наблюдатели: Совет Европы, Госдеп США. А высшее церковное руководство не раз просило у властей предоставить статус юрлиц церквям. "Украинская православная церковь уже много лет просит предоставить ей право юридического лица. Мы оставляем за другими религиозными организациями право такого права не приобретать, если это противоречит их внутренним установкам или традициям", - сказал глава Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Владимир. Главы других христианских конфессий более осторожны. Но и они требуют от государства одного – возвращения церкви ранее отобранного у нее имущества. Глава Украинской греко-католической церкви патриарх Святослав отметил: "Наша церковь в свое время была репрессирована сталинским режимом и еще до сегодняшнего времени ждет своей реабилитации… Речь не идет только о храмах. Речь идет о других видах имущества, которые наша Церковь имела, поскольку церковь не только молится, а также занимается воспитательной, учебной, просветительской деятельностью". В то же время, Украинская православная церковь Киевского Патриархата призывает пока не браться за рассмотрение вопроса о предоставлении церкви права на оформление в качестве юрлица. Ведь это может вызвать ряд противоречий. И самые острые противоречия будут как раз среди христианских конфессий. Не зря в начале года при обращении к президенту Всеукраинский совет церквей отметил: "Такой важный вопрос, как обновление законодательства о свободе совести, не должен рассматриваться в спешке и в имеющихся условиях трансформации политического строя". Но некоторым конфессиям внести изменения в существующее законодательство все же не терпится.
Назад в прошлое?
Одной из причин, по которой "религиозное" законодательство следует доработать, представители разных конфессий называют "восстановление исторической справедливости". Наиболее последовательным сторонником возвращения церковного имущества является УПЦ (МП). После прихода к власти Виктора Януковича Священный синод этой церкви направил свое обращение к президенту, в котором, в частности, говорилось: "Церковь не отрицает необходимости существования музеев-заповедников, галерей, запасников и книгохранилищ, но уверена, что церковные ценности и памятники, отобранные у верующих богоборческой властью, должны быть возвращены в собственность настоящих хозяев". На реституции настаивают и Госдеп США, и Совет Европы. Однако в том, что касается православной церкви, есть одна "загвоздка" – какой именно православной церкви их возвращать? В Российской империи никакой Украинской православной церкви не было. Была Русская православная церковь. Отдельно следует отметить, что РПЦ находилась в государственном подчинении – с 1700 и до 1917 года у церкви не было патриарха, ею управлял Святейший правительствующий синод под верховной властью российского императора. Церковь не была отделена от государства, более того – она управлялась императором при посредничестве обер-прокурора синода – лица не духовного. Однако, что касается имущественных вопросов, следует отметить – церковная собственность далеко не всегда принадлежала государству. Но не принадлежала она и церкви как отдельному юридическому лицу. Упомянутая собственность принадлежала… церковным установлениям – приходам, монастырям, архиерейским домам, которые имели правоспособность юридических лиц. Но ведь и сегодня отдельные религиозные общины являются юридическими лицами и могут владеть собственностью! Поучается, никакую "историческую справедливость" восстанавливать не нужно?..
Кроме того, многие древние храмы строились тогда, когда никакой Русской православной церкви не было и в помине, а была киевская митрополия, находящаяся в составе Константинопольской патриархии. А переход митрополии "под крыло" Московского патриархата был не таким уж и безболезненным. Да и Русская православная церковь не признавалась другими православными церквями с 1448 года по 1589 год. На этом акцентируют внимание в УПЦ (КП) – основном конкуренте УПЦ (МП) в борьбе за имущество. Отдельно следует отметить, что с 1922 по 1926 год единственной признанной большевистским правительством церковью была обновленческая церковь, которой в лучшие годы принадлежало более половины церковных приходов на территории СССР православных приходов. Кстати, именно "обновленцы" в 1923 году признали Украинскую автокефальную православную церковь. Так что, у УПЦ (МП) есть еще один "конкурент" в споре за имущество. Очевидно, что под девизом возвращения "несправедливо отобранного" помимо всего прочего будет осуществляться банальный передел церковного имущества представителями разных православных конфессий. И не только православных. Так, ожидаемо возникнут прения и с греко-католиками. Если храм, под давлением советской власти, был в 1946 году отобран у греко-католической церкви и передан православной, какой конфессии он должен принадлежать? А если наоборот – после Брестской унии польские власти отобрали храм у православных и отдали греко-католикам? Многие храмы и монастыри на Западной Украине были и православными, и греко-католическими. Так, одна из наибольших святынь украинского православия – Почаевская лавра с 1713 по 1832 года была греко-католической. Более того, в этот период лавра значительно отстроилась. Большинство строений современной Почаевской лавры относится как раз к этому периоду. Речь идет, в том числе и об Успенском соборе. Церкви спорят. Некоторые из них пытаются объединиться для получения определенного преимущества. Так, УПЦ (КП) и УАПЦ начали было объединительный процесс. Но пока дальше разговоров дело не зашло. В свою очередь, Московский патриархат тоже не дремлет. Как передает "Росбалт", в УАПЦ надеются на признание со стороны РПЦ.
Кроме того, при передаче церкви некоторых объектов возникает ряд проблем, связанных с их охраной как музейных памятников, о чем уже писали "Подробности". Таким образом, становится понятно, почему никто из президентской политической силы не взял на себя смелость подготовить законопроекты, регулирующие данные вопросы. От церквей ждать помощи не приходится – слишком уж глубоки между ними противоречия. Но законодательные акты нужно принять - просят церкви, да "давят" из-за рубежа. В таких условиях возрастает вероятность того, что возникнувшие после принятия законов споры решат при помощи государственной власти. А к какой конфессии благоволит современная украинская власть, всем давно известно.