Кирилл провел сеанс удержания [ Редагувати ]

26 июля очередной раз в Украину прибыл с визитом глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. На этот раз патриарх занимался не только окормлением украинского президента Виктора Януковича, но и решением весьма важных для его церкви задач: урегулированием конфликта с Грузинской православной церковью и вопросом о потенциальной автокефалии Украинской православной церкви.
Невосполнимая потеря
Патриарх Кирилл зачастил в Украину. В Киеве его можно видеть чаще, чем в иных православных регионах Российской федерации. Более того, именно в Украине, а не в своей стране, Кирилл ведет переговоры с главами других православных церквей. Причин такого поведения российского патриарха несколько. И главная из них — Кирилл боится потерять Украинскую православную церковь. УПЦ МП. Ведь без этой церкви РПЦ перестанет быть наибольшей православной конфессией мира и утратит влияние на глобальные церковные процессы.
Приходы Украинской православной церкви в Украине составляют львиную долю приходов РПЦ. Более того, именно на территории УПЦ наблюдается стабильный прирост приходов. В то время, как в России православные постепенно сдают позиции мусульманам. Более того, в РФ у мусульман более сильное лобби. Республики Северного Кавказа, особенно Чечня и Дагестан, практически являются самостоятельными единицами, квази-государствами в составе РФ. Из-за боязни дестабилировать обстановку в стране руководству этих республик прощается многое. Их пытаются "задобрить" деньгами. В последнее время усилилось и национальное движение в таком "нефтеносном" регионе, как Татарстан. Вот почему российское руководство скорее прислушается к лидерам вышеназванных ресурсов, чем, к главе РПЦ. Более того, мусульманское население России в демографическом плане может дать фору всем остальным группам и особенно — православной. В последнее время даже сам Кирилл вынужден был признать: Россия — мультикультурное государство. Если раньше Кирилл настаивал на том, что православие — неотъемлемая часть российской державности, то теперь он говорит о том, что РПЦ всегда была терпимой церковью. Показательно, что такие слова первоиерарх произнес после того, как премьер-министр РФ Владимир Путин отметил, что в русском православии он нашел и идеи "уважения к другим религиям, в том числе и к исламу".
Помимо демографии не везет РПЦ и в имиджевом плане. Нынешнее руководство церкви не в силах удовлетворить запросы ни консервативной, ни прогрессивной части прихожан. Консерваторы недовольны нерешительностью РПЦ в отстаивании их проблем, слишком мягкой и толерантной риторикой. Так, на встрече с тем же главой Чечни Рамзаном Кадыровым Кирилл не поднял проблему преследований русского населения в республике во время двух военных конфликтов. Когда-то казачья станица Грозный может теперь похвастаться одной из красивейших мечетей, но что касается церквей — то их в республике не так уж и много. Кроме того, "консерваторов" не устраивают контакты РПЦ с другими христианскими церквями, в частности — с Римо-католической церковью. Прогрессивную часть прихожан не устраивает наоборот показная консервативность руководства РПЦ. То пресс-секретарь отец Всеволод Чаплин скажет, что необходимо вводить "православный дерсс-код", то диакон Андрей Кураев пожалеет о том, что нет "православных террористов". В этом случае показательной является ситуация в Сурожской епархии, когда "новые русские", скупившие недвижимость в Лондоне, были недовольны тем, что в тамошних православных храмах можно "ходить без косынок" и начали добиваться смены руководства епархии. Руководство сменили, что спровоцировало скандал и исход из епархии потомков русских иммигрантов. Но и "консерваторов", и "прогрессивных" не устраивает своеобразное "сребролюбие" церковного руководства: все эти часы стоимостью в десятки тысяч долларов, дорогие яхты, машины. И слова того же Чаплина о том, что это форма "испытания" патриарха Богом воспринимается как своеобразная издевка. Такие детали могут заставить верующих воспринимать церковных клириков как людей, которым не чужды мирские соблазны, в том числе деньги и власть, из-за чего РПЦ постепенно теряет прихожан в России...
В этом отношении ситуация в Украине существенно отличается. Для большинства прихожан УПЦ МП их вера — часть их самоидентификации. Как в этническом, так и в политическом смысле. Поскольку УПЦ МП и УПЦ КП находятся в постоянном противостоянии, что определенным образом "мобилизирует" прихожан УПЦ МП, да и саму церковь, вынужденную увеличивать количество приходов и интенсифицировать "борьбу за души" украинцев. Кроме того, многие из прихожан УПЦ МП видят прямую угрозу своей безопасности в победе на политической арене националистических сил. Одним из элементов риторики последних является, кстати, и требование "поместной Церкви". Все это приводит к тому, что именно Украинская православная церковь является наиболее сплоченной и сильной частью РПЦ. И в последнее время руководство УПЦ МП позволяет себе слишком много самостоятельности - к примеру, на проходившем в начале июля поместном Соборе итоговый документ утвердили без участия РПЦ, что тем же Кураевым было воспринято как первый шаг на пути к автокефалии. Кстати, в последнее время некоторые российские политологи и эксперты позволяют себе предположения о необходимости переноса патриаршей столицы из Москвы в Киев. Несмотря на всю фантастичность данного сценария, списывать его со счетов не так уж и стоит.
Грузинский связной
Для удержания Украинской православной церкви в составе РПЦ Кирилл не остановится не перед чем. Не случайно патриарх РПЦ решил назначить встречу каталикосу Грузии в Киеве. Перед главой Грузинской православной церкви стоит нелегкий выбор: он должен либо поступиться давними теплыми отношениями с главой УПЦ КП Филаретом, либо - попрощаться с абхазскими епархиями своей церкви. Впрочем, Илие II не обязательно выбирать - все-таки местное население Абхазии поддерживает старых клириков, а не новоприбывших из Москвы. Да и РПЦ ранее давало грузинским братьям по вере понять: активно способствовать расколу патриарх не будет. Даже во время российско-грузинской войны в августе 2008 года Кирилл выступил с заявлением в котором говорилось, что РПЦ не будет посягать на каноничную территорию братьев по вере. А между тем, под омофором грузинских католикосов находилась Абхазия и Южная Осетия. Тем не менее, в свете надвигающегося кризиса РПЦ Илия II, очевидно, опасается, что русские решатся таки на расширение сфер своего влияния. Вот почему он так легко пошел на контакт с РПЦ. Прибыв в Киев Илия II отметил: "Мы должны сделать все возможное, чтобы были восстановлены дружба и братство между нашими народами и государствами. На нас, Ваше Святейшество, лежит большая ответственность. Я надеюсь на Вашу мудрость. Я много лет Вас знаю. Вы должны войти в историю России и Грузии как миротворец, как человек, который создал мир между двумя народами". Что же касается, Украины, то Илия II молится "о том, чтобы были преодолены разделения, которые существуют в Украине, чтобы Украинская православная церковь объединилась, чтобы был единый пастырь - Господь, и одна паства". Очевидно, Илия II, как опытный дипломат, все же не решился в открытую называть УПЦ КП неканоничной церковью, а лишь пожелал объединения православных церквей. Но тот факт, что это сказано на встрече с патриархом Кириллом говорит о многом.
Кирилл в свою очередь показал сторонникам автокефалии как среди клириков УПЦ МП, так и среди некоторых политиков, что их затея обречена на провал. Кроме того, послан и сигнал для УПЦ КП и УАПЦ: ни один из руководителей каноничных церквей поддерживать украинскую автокефалию не будет. Российский патриарх довольно последовательно проводил данную политику: сначала он встретился с Вселенским патриархом Варфоломеем, добившись от него признания того, что единственной каноничной церковью на территории Украины является УПЦ МП и никакой другой церкви Варфоломей признавать не будет. Таким образом, на всех устремлениях предыдущего президента Украины Виктора Ющенко был поставлен крест. Ющенко, который добивался создания в Украине "единой поместной церкви", был даже согласен повернуть историю вспять, вернув Киевскую митрополию под омофор Константинопольской патриархии. После того, как даже Илия II косвенно поддержал РПЦ, у УПЦ КП фактически не осталось союзников...
В целом, можно констатировать, что пятый за 2 года визит патриарха Кирилла в Украину прошел менее помпезно, чем предыдущие. Вместе с тем, он так и не дал окончательного ответа на вопрос, в каком качестве Кирилл так часто наведывается в Украину - как пастырь или же все-таки как политик?..