Виктор Тихонов: В отношениях Украины и Беларуси все еще существует ряд проблем [ Редагувати ]

Виктор Тихонов, посол Украины в Беларуси, рассказал ИА "Українські Новини" о наиболее важных аспектах дипломатической деятельности.
- Какие первоочередные задачи Вы ставите перед собой в качестве посла Украины в Беларуси?
- В начале нашего разговора хочу подчеркнуть, что добрососедские взаимовыгодные двусторонние отношения Украины и Республики Беларусь имеют стратегическое значение не только для наших стран, но и для всего европейского сообщества в целом, учитывая геополитическое положение обеих государств.
Передо мной как послом Украины в Беларуси стоит задача приложить максимум усилий для дальнейшего развития отношений между нашими странами. В целом, по моему мнению, они развиваются в нормальном русле, несмотря на определенные недавние сложности. Недавно, во время вручения копий верительных грамот, я имел беседу с министром иностранных дел Республики Беларусь Сергеем Мартыновим и могу с уверенностью подтвердить готовность белорусского руководства к плодотворному сотрудничеству.
Украинско-белорусское сотрудничество включает большой и разнообразный перечень вопросов и задач. Существуют и определенные проблемы, в частности, такие, которые не решаются на протяжении длительного времени. Имею в виду, например, завершение договорно-правового оформления украинско-белорусской границы. Это не позволяет нам принять соответствующие акты для предотвращения незаконного транзита через границу оружия, наркотрафика, нелегальной миграции, торговли людьми.
Если помните, договор между Украиной и Республикой Беларусь о государственной границе подписан еще 12 мая 1997 года и ратифицирован Верховной Радой Украины 18 июля 1997 года. Белорусский же парламент ратифицировал Договор лишь в апреле прошлого года. Тем не менее, обмен ратификационными грамотами затянулся, поскольку увязывается белорусской стороной с урегулированием финансовых отношений между двумя странами. В этом контексте мы намерены приложить максимальные усилия для скорейшего решения всех финансовых вопросов, чтобы в ходе следующей встречи двух президентов обменяться грамотами о ратификации настоящего Договора и привести этот процесс к логическому завершению.
- Как будет происходить экономическое сотрудничество с Беларусью в контексте политического и экономического кризиса в стране?
- Как для Украины, так и для Беларуси торгово-экономические вопросы остаются приоритетными. Обратите внимание, среди торговых партнеров Украины, по данным Госкомстата Украины, в прошлом году Республика Беларусь занимала 2 место среди стран СНГ и 5 место среди стран мира.
Несмотря на экономический и политический кризис в Республике Беларусь, общий товарооборот с ней за первое полугодие 2011 года составил 2,7 миллиардов долларов США, т.е. увеличился на 50% по сравнению с 2009 роком и практически достиг уровня докризисного 2008 года. Правда, существует ряд существенных проблем, сдерживающих торгово-экономическое сотрудничество двух стран.
Беларусь в последние годы активно продвигает идею своей инвестиционной привлекательности. В значительной степени этому способствовало поднятие Мировым банком в 2010 году рейтинга простоты ведения бизнеса Республики Беларусь (68 место). Много представителей украинского бизнеса уже проявили свою заинтересованность в создании предприятий в Беларуси. Исторически существуют глубокие традиции производственной кооперации между нашими странами. Конечно, известные политические факторы внесли определенные отрицательные коррективы в этот процесс.
На данный момент ситуация в экономическом пространстве дополнительно осложнена поэтапным внедрением на территории Беларуси правил Таможенного союза, который потенциально содержит в себе угрозу применения протекционистских мер против украинских товаров. Другой существующей проблемой между странами является также сложность в осуществлении банковско-финансовых операций. Учитывая определенные ограничения, введенные Нацбанком Беларуси в отношении приобретения валюты, увеличилось количество долгов белорусских компаний перед украинскими партнерами за поставленную продукцию.
Таким образом, в этой непростой ситуации наши действия будут направлены на поддержку украинских производителей и содействие продвижению украинских товаров на белорусский рынок.
- Как Вы оцениваете проект "Одесса-Броды" в контексте сотрудничества с Беларусью? В последнее время появлялись заявления, в частности, Вашего предшественника Романа Бессмертного о неэффективности этого проекта, поскольку Мозырский нефтеперерабатывающий завод фактически не выполняет свою работу.
- Думаю, Вы со мной согласитесь, если скажу, что реализация проекта транспортировки нефти к Беларуси с использованием нефтепровода "Одесса-Броды" является очень важной как для украинской, так и для белорусской стороны: Украина загружает собственную нефтетранспортную сеть и получает при этом дополнительные поступления в бюджет, а Беларусь получает гарантированный объем нефти. Кроме этого, воплощение данного проекта, безусловно, будет способствовать усилению энергетической безопасности Украины и Беларуси и стран региона в целом, утверждению нашего государства как надежной страны - транзитера энергоносителей в евразийском энергетическом пространстве. Вместе с тем, что не менее важно, этим проектом созданы предпосылки для начала работы Евразийского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), в котором заинтересованы европейские страны.
Теперь что касается возможного сокращения объемов прокачки нефти в связи с ремонтом Мозырьского нефтеперерабатывающего завода. Украина, согласно имеющемуся между сторонами соглашению, получает деньги, даже если Беларусь не прокачивает нефть. Мы имеем жесткий договор на условиях "прокачивай или плати". Таким образом, даже в случае прекращения прокачки Украина получит валюту.
Впрочем, как мне известно, как украинская, так и белорусская сторона настроены на дальнейшее плодотворное сотрудничество в рамках этого проекта.
- Каковы вообще планы Украины в отношении сотрудничества с Беларусью в энергетической сфере? Беларусь высказывала интерес к сотрудничеству с Украиной в сфере регазификации сжиженного газа.
- Сотрудничество Украины с Беларусью в энергетической сфере может быть довольно широким. В частности, белорусская сторона, несмотря на некоторое снижение в первом полугодии этого года объемов, продолжает покупать электроэнергию украинского производства. Украина, со своей стороны, хотела бы организовать транзит электроэнергии по территории Беларуси в страны Балтии, в частности, Литву.
Кроме того, как известно, Беларусь сейчас готовит к реализации проект строительства собственной атомной электростанции. Украина, имея большой потенциал и опыт работы в сфере атомной энергетики, могла бы предоставить Беларуси как техническую помощь, так и помощь в подготовке кадров для белорусской АЭС, а также поделиться опытом хранения ядерных отходов на Запорожской АЭС, строительства и эксплуатации хранилища ядерных отходов на Чернобыльской АЭС.
В случае налаживания Украиной своего производства топлива (твелов) для АЭС, не исключается, что Украина может стать для Республики Беларусь альтернативным поставщиком ядерного топлива.
Что касается сотрудничества в сфере регазифікації сжиженного газа, мы прислали белорусской стороне наши предложения по данному вопросу, ответа пока что нет, но я считаю, что для Беларуси участие в проекте строительства LNG-терминалу в Украине была бы довольно интересным с точки зрения диверсификации источников снабжения энергоносителей.
- Ваш предшественник Роман Безсмертный известен своей жесткой позицией в отношении белорусской власти, он не скрывал, что имел контакты с оппозицией в стране. Как Вы намерены вести этот диалог, особенно в контексте постоянных нарушений прав человека и т.п.? Будете ли Вы налаживать контакты с оппозицией?
- Работа посла, как и дипломатов посольства, заключается прежде всего в том, чтобы уважать законы и традиции страны пребывания. В этом аспекте дипломаты должны очень тщательно удерживаться от вмешательства во внутренние дела страны, в которой они работают. Венская конвенция о дипломатических сношениях предусматривает возможность для дипломатов всеми законными средствами выяснять условия и события в стране пребывания и сообщать о них своему правительству. Понятно, что это можно делать только путем контактов с лидерами или членами всех законных партий. По большому счету, без контактов с оппозицией анализ положения в стране пребывания будет односторонним.
Хотел бы обратить внимание, что Венская конвенция не запрещает контакты с оппозицией, она лишь предусматривает получение информации законными средствами. Если партии оппозиции признаются законом страны пребывания, то контакты с ним не запрещены.
- В Беларуси регулярно задерживают граждан Украины по обвинению в оппозиционной деятельности, их делают невъездными в страну и т.п. Каковы будут Ваши действия в отношении наших граждан?
- Мы будем тщательно отслеживать все такие случаи и защищать права украинских граждан. Тем не менее, граждане Украины должны знать и понимать, что, находясь на территории Республики Беларусь, они должны придерживаться законов этого государства. В случае нарушения ими действующего законодательства, в частности - правопорядка к ним будут применяться предупредительные меры, идентичные тем, которые применяются к гражданам Республики Беларусь.
- Ни у Вас, ни у Вашего предшественника на момент назначения не было дипломатического опыта. Почему так происходит? Не считаете ли вы, что это станет препятствием в Вашей деятельности. Безсмертного, в частности, часто критиковали за недипломатичность в критических высказываниях о действующей белорусской власти.
- Не согласен, что диплом выпускника факультета международных отношений является необходимым условием для того, чтобы занимать должность посла.
Я пришел длинный путь к этому назначению, имея значительный опыт государственной и политической деятельности в нашей стране в разных отраслях и на разных уровнях. Думаю, что в наибольшей степени я смогу использовать свои знания и профессиональный и жизненный опыт именно в Беларуси - стране, с которой мы имеем общую веру и историю.
В свое время на должностях председателя Луганского областного совета, а затем в качестве народного депутата Украины и вице-премьер-министра я уделял много внимания развитию местного самоуправления и самостоятельности регионов. Украина и Беларусь имеют 1061 километр общей границы. Поэтому я вижу большую перспективу в пограничном сотрудничестве.
По моему мнению, решая глобальные вопросы наших двусторонних отношений, мы будем способствовать регионам и местной власти в пограничных регионах в осуществлении прямых контактов, поощрять прямые связи общественных, культурных и духовных организаций. А это, в свою очередь, будет служить развитию крепкого украинско-белорусского единства.