Запрет на сотрудничество государства с табачными компаниями может увеличить контрабанду сигарет - СМИ [ Редагувати ]
В Украине дорожают сигареты и вводятся новые запреты на их рекламу, но число курильщиков продолжает расти, пишет издание "Факты".
Издание напоминает, что 4 сентября исполнилось ровно 5 лет, как Украина ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака. Этот день антитабачные компании называли "часом икс", до которого Украина якобы обязана ввести полный запрет на рекламу сигарет (хотя юристы из авторитетных организаций, в том числе Института государства и права имени Корецкого, были с такой трактовкой положений конвенции абсолютно не согласны). К этой дате ряд антитабачных организаций сообщили об успехах в борьбе с курением: цены на сигареты в Украине выросли в три раза, введен запрет на курение в общественных местах (он, правда, практически не работает), почти полностью запрещена реклама табачных изделий.
Вместе с тем, по данным Киевского международного института социологии, все эти меры отнюдь не снизили количество курильщиков; так, в 2010 году оно выросло на 0,5 процента. По данным Госкомстата, в стране увеличивается количество смертей от рака и сердечно-сосудистых заболеваний.
"Факты" подчеркивают, что законодательство, ограничивающее рекламу сигарет в Украине, является одним из самых строгих не только в СНГ, но и в Европе. Так, в Украине давно запрещена реклама сигарет на биллбордах, телевидении, радио, в газетах. Теперь предлагается убрать информацию о табачных изделиях в местах их продажи, спецвыставки сигарет и рекламу в специзданиях (соответствующий законопроект уже прошел первое чтение). По данным соцопроса международного агентства IFAK, 60 процентов жителей Украины считают, что новые запреты не снизят число курильщиков. К примеру, рекламу в специзданиях, которые распространяются в непрозрачных полиэтиленовых пакетах по спецподписке, вряд ли увидят подростки. Но ее исчезновение станет ударом для журналов и рекламного бизнеса.
В то же время, отмечает издание, многие страны Евросоюза (например, Германия, Австрия, Чехия), которые присоединились к конвенции раньше Украины, и сегодня разрешают даже те виды рекламы табачных изделий, которые давно запрещены в нашей стране. Скажем, в Германии можно увидеть биллборды с рекламой сигарет. Хотя процент курильщиков в этой стране существенно ниже, чем у нас.
Также спорной является норма законопроекта о запрете сотрудничества государства с табачными компаниями. На практике, считают эксперты, такая мера лишь поможет контрабандистам. Ведь таможня уже не первый год успешно сотрудничает с табачными компаниями по противодействию контрабанде. Разработана специальная система отслеживания товара по штрих-кодам, идет активный мониторинг розничной торговли сигаретами. Новый запрет поставит крест на этих программах.