Из-за морских учений Турция заблокировала пролив Босфор [ Редагувати ]
Босфор на замке. Турция на два дня закрыла пролив для судоходства. Вместо оживленного корабельного трафика - там работали только спасатели. Босфор - это единственный выход из Черного моря. Он имеет стратегическое значение для всех стран Черноморского бассейна, в том числе и для Украины. Ни одна война не смогла остановить здесь грузовую навигацию. Почему Турция приняла бепрецедентное решение - заблокировать важнейший пролив - расскажет Андрей Цаплиенко.
Танкер столкнулся с пассажирским судном. Нефть хлещет наружу и загорается. Секунда промедления, и катастрофа может стать необратимой. "На борту судна десять моряков в критическом состоянии. Сейчас их пытаются эвакуировать вертолетами. И, хотя это всего лишь часть легенды учений, подобный поворот событий в Босфоре вполне возможен.
Босфор единственный вход в Черное море. Ширина пролива в самом узком месте семьсот метров. Пятьдесят тысяч грузовых судов ежегодно проходят через пролив. Большинство из них направляется в украинские порты. Моряков попросили два дня не ломиться в черноморскую дверь.
Юрий Васьков, и.о. начальника Одесского морского торгового порта:
- Безусловно, закрытие на двое суток - если говорить об Одесском порте - то это, скажем так, не даст возможность нам догрузить около ста тысяч тонн грузов непосредственно вот за этот период.
От пропускной способности пролива зависит нефтяной транзит России, Азербайджана и многих других стран. Пока горит воображаемая нефть, владельцы настоящей вынуждены ждать.
Бинали Йилдырым, министр транспорта Турции:
- Нефть - это атомная бомба для моря. Через Босфор ежегодно проходит сто пятьдесят миллионов тонн нефти. Здесь каждый день может случиться подобная катастрофа.
Эти суда, горящие учебным пламенем, еще один повод для Анкары настоять на необходимости строить нефтепровод. Конечно, через территорию Турции. Или рыть новый канал. И в том, и в другом случае Турция получает полный контроль над транзитом.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Воды Босфора считаются международными. Но оба берега узкого пролива все же турецкие. Закрыв дверь в Черное море, Турция показала, кто в регионе хозяин. Впрочем, в Босфоре условия меняются так часто, что столкновение таких вот тяжеловозов - вполне реальный сценарий.
Запрет на движение касается не всех. Капитан-стажер Селмин Яр готовится доставить пассажиров с азиатского берега Стамбула на европейский.
Селмин Яр, капитан-стажер:
- Для сухогрузов проход закрыт, для танкеров, в общем, для тяжелых судов, мы фактически городской транспорт, а это другое дело.
Капитан Фарук Айден доволен тем, что пролив закрыт. Это принесет ему прибыль: его прогулочный катер сделает больше рейсов с туристами на борту.
Альп Челыш, гид прогулочного катера:
- Туристы хотят смотреть не на танкеры, а на исторические достопримечательности.
Но и танкер тоже может стать туристическим аттракционом. Для желающих поглазеть на учения турецкий минтранс выделил три теплохода. Ведь не каждый день в Босфоре горят корабли.
Андрей Цаплиенко, Андрей Анастасов и Вадим Свиридонов, Стамбул, Одесса, "Подробности", телеканал "Интер".