Cтолетние узкоколейные дороги могут закрыть уже в конце года [ Редагувати ]
Историческое наследие Украины - столетние узкоколейные дороги могут закрыть уже в конце этого года. В Укрзалізнице их признали нерентабельными. Но как быть тысячам людей, для которых это - единственный вид транспорта, недорогой и надежный?! И что делать местным властям, на баланс которых Киев хочет взвалить непосильный багаж. Руслан Ярмолюк - разбирался.
Этот гудок паровоза - напоминает звук, который издает кукушка.
Людмила Тарасюк, проводник поезда:
- Я думаю, від ту і ку, як сигналить, йдуть відлуння. Да так і прозвали "кукушка".
Полесская "кукушка" - это старый паровоз пятидесятых годов прошлого века и такие же уставшие от времени 4 вагончика.
Галина Айдиш жительница села Озерск:
- Цей потяг потрібен. Діти добираються в школу. Люди їдуть по своїх потребах в райцентр. Є села віддалені куди транспорт не йде.
Ривненская узкоколейка была построена еще при Польше в конце 19 века. Сначала перевозили дерево, а затем и людей. Дед Станислав при Союзе еще застал польские деревянные вагоны. Вот один уцелевший в глуши грустно взирает на узкоколейку, по которой откатал не одну сотню километров.
Станислав Гнидко, житель села Млынок:
- Зліва одномісні, а зправа двомісні стула. Полочки там еслі з грузом їду, то можу положить .
Спустя сто лет полотно сохранилось, правда теперь здесь курсируют не лесовозы, а маленькие жестянее трамвайчики.
Кондуктор Татьяна сегодня - пассажир. Она работает с 86 года. Почти всех здесь знает по имени.
Татьяна Сафорник, кондуктор "кукушки":
- Вже при мені я прийшла були такі, як моя доця - манюсенькими, а вже зараз я вожу їх їхніх дітей. Це, вважайте, три покоління при мені виросло.
По стуку колес "кукушки" местные жители из окрестных сел сверяют часы и даже могут предвещать погоду.
Любовь Бродская - пасажир "кукушки":
- Як чути звук колес, то кажуть, на дощ погода буде мінятися.
На польских рельсах - до сих пор прочно стоит маленький советский паровозик с большим сердцем боевой машины Т-34.
Виктор Кошин, машинист:
- Колись стояв на танках цей двигун.
Но весь состав давно устарел. Его постоянно ремонтируют, а он постоянно ломается.
Этот деревянный мост, соединяющий два района Ривненской области - единственный уцелевший не только в Украине, но и в Европе. Его длинна 153 метра. Его и саму узкоколейку, и поездок признали аварийными, но для многих живущих в Полесской глуши это единственный путь и транспорт.
Для нескольких тысяч закарпатцев из Виноградово и Берегово узкоколейка - тоже надежный и единственный вид транспорта. Ведь в горах других путей нет.
Андрей Попович, пенсионер:
- Це венгерське село Чорний потік. Люди вирощують в парниках огірки помідори роботи не має. І возять на базар.
Австрийская узкоклейка длиной более ста километров. Это была одна из первых дорог, построенных в 1908 не государством, а людьми - на банковские кредиты.
Андрей Свитлинец, директор Иршавского музея:
- Села внесли разовий внесок 20-25 процентів від загальної суми. Інші кошти розбиті на 50 років.
Закарпатская узкоколейка пережила две войны, а вот приватизацию не смогла. Несколько лет назад глава райадминистрации без согласования с сельсоветами отдал за сущие копейки часть узкоколейки фонду госимущества, а тот продал неизвестной фирме 15 километров полотна.
Станислав Сухан, председатель Иршавской райадминистрации:
- Хочемо повернути. Щоб суд першої інстанції відмінив всі рішення по передачі майна будемо оскаржувати аукціон.
Пока идет борьба, узкоклейку пытаются порезать те же инвесторы, и местные, которые сдают антикварные рельсы на металолом.
Денис Добра - активист движения за сохранение Иршавской железной дороги:
- Підготовлено розгвинчено болт. Підприємці які викупили колії розібрали 3-4 кілометри. То вже історична спадщина яка вартує більше а ніж металобрухт.
Виктор Иванович с гордостью показывает узкоколейку, которая проходит по территории его сельсовета.
Это едва не единственный участок в округе, который чудом уцелел. За полотном присматривают местные жители, ведь от узкоколейки, а точнее дамбы, на которой она лежит, зависит жизнь целого поселка.
Виктор Шпортень, сельский голова Приборжавского:
- Дамба зроблена вручну насипом. Тримається на всій відстані. Вона в хорошому стані й збергіє село від паводків.
Руководство Львовской железной дороги признала узкоколейки в Украине нерентабельними, аварийными и опасными. Часть истории решено передать на балансы местных советов и пускай они сами думают - что с ней делать дальше.
Богдан Пих, начальник Львовской железной дороги:
- До кінця року треба завершити питання передачі всієї інфраструктури адміністраціям.
Алексей Губанов, замглавы Ривненской обладминистрации:
- Іншого сполучення немає. Це унікальна споруда, не будемо гратися в бюрократію, будемо серйозно вивчати й розглядати варіанти, як зберегти.
В последний день ноября 84 ровно по расписанию в 15:35 с этого перона польского городка Сохачева отъехал поезд. Тогда это был последний рейс на узкоколейке.
- И уже со следующего дня Сохачевская станция стала туристической железной дорогой.
В вагончиках как и полвека назад проверяют билет. Правда, остановок всего две. Одна в парке, другая у озера. За год Сохачевская узкоколейка перевозит более 12-ти тысяч туристов из разных стран.
Барри Дрелинкот, турист из Британии:
- Мне нравятся поезда. Я приехал в Польшу путешествовать. Объездил поездами практически всю страну. Так почему же не прокатиться по узкоколейке! Хотелось бы побывать и в Украине. У вас есть такая узкоколейная железная дорога?
Наши узкоколейки поляки знают. Видели, ездили и пожалуй больше самих украинцев хотят их сохранить. Ведь это наследие и Украины, и Польши.
Ромуальд Маркевич, заведующий секцией железнодорожного транспорта Сохачевского отдела Музея железной дороги в Варшаве:
- Деньги на содержание узкоколейки можно найти, размещая рекламу, можно искать спонсоров. У нас есть случаи, когда бизнесмен отремонтировал за свои деньги паровоз и Отдал в пользование при условии, что он будет на нём ездить, к примеру, в субботу или в воскресение.
В свое время руководство Польской государственной железной дороги тоже хотело избавиться от этого пережитка прошлого. В начале 20 века длина узкой колеи в Польше составляла более восьми тысяч километров. В начале этого столетия - всего тысячу. Теперь она в ведомстве органов местного самоуправления. На своё существование зарабатывает на туристах, какую-то часть денег на поддержание узкоколейки как туристического и исторического объекта выделяет Евросоюз.
Ромуальд Маркевич, заведующий секцией железнодорожного транспорта Сохачевского отдела Музея железной дороги в Варшаве:
- Появились Фонды, группы любителей, которые стараются поддерживать деятельность узкой колеи в Польше. Появился шанс использовать её в туристическом направлении. Большинство узкоколеек обслуживают туристов - часть в горных районах, часть возле Балтийского моря, и здесь - в центре Польши.
Что останется в Украине после передачи местным советам узкоколеек - трудно представить. Ведь найти инвестора, восстановить всю инфраструктуру без поддержки государства почти невозможно. А если вовремя этого не сделать - того и гляди дамбы разрушат, а рельсы порежут охотники за металлом.