Янукович взял срок [ Редагувати ]

Затянувшееся решение "вопроса Тимошенко" начало вдруг обретать календарные рамки. После прозвучавшего в Ялте "ни да, ни нет" в Нью-Йорке президент высказался чуть конкретнее. Предметных обещаний Виктор Янукович не дает. Но сроки обозначил. Значит ли это, что точку в проблеме освобождения экс-премьера поставят еще до Вильнюса?
Интеграции везде у нас дорога
Плановое посещение Виктором Януковичем очередной сессии Генеральной ассамблеи Организации объединенных наций принесло сюрпризы, выходящие за рамки ООН-тематики. Мероприятие, на котором присутствуют главы многих государств, традиционно предоставляет возможность для расширения дипломатических усилий. А сентябрьский визит президента Украины в Нью-Йорк, как минимум, поначалу имел ощутимый европейский "привкус".
В общем и целом, выступление Виктора Януковича на заседании Генеральной ассамблеи 24 сентября вписывалось в стандарты подобных речей. Глава украинского государства много говорил о безопасности (в том числе – ядерной и кибернетической), рассказал о главенствовании Украины в ОБСЕ и гарантировал "вклад в укрепление мира активным присоединением к миссиям в "горячих точках" мира (в тот же день закон об отправке украинских миротворцев в ДР Конго получил президентскую подпись). Также украинский президент не в первый раз высказался в поддержку реформирования Совета безопасности и понадеялся на то, что наше государство сможет войти в него в ближайшие годы и отстаивать интересы региона. "Хотел бы в очередной раз засвидетельствовать готовность Украины к обсуждению всех прогрессивных концепций реформирования Совета безопасности, способных ускорить осуществление уже давно назревших изменений. Считаем, что такое реформирование должно непременно предусматривать учета законных интересов всех региональных групп, в том числе и Восточноевропейской. Речь идет о необходимости предоставления государствам нашего региона одного дополнительного места непостоянного члена в составе расширенного Совета безопасности", - дополнил прошлогодний тезис Виктор Федорович. А незыблемость европейских интересов Украины президент проиллюстрировал интеграционными намерениями.
Сигнал о собственных "евроинтеграционных стремлениях" Киев посылал ООН неоднократно. Сессия 2013 года исключением не стала. "Сквозь призму устойчивого развития рассматриваем также и евроинтеграционные устремления Украины, которые являются определяющим вектором развития страны. Украина вносит свой вклад в проект Большой Европы, которая объединит интересы и цели развития стран Запада и Востока нашего континента", - рассказывал о фирменной роли "моста" президент. В том, что Украина станет ближе к Европе уже в ближайшие месяцы, глава государства не сомневается. "Твердо верю, что подписание в ноябре текущего года Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, включая создание всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли, станет важным инструментом повышения благосостояния граждан Украины", - сообщил он Генеральной Ассамблее. Впрочем, в Нью-Йорке интеграционные пункты звучали неоднократно.
Судя по перечню первых встреч украинского президента и упоминаний пресс-службы об обсуждаемых на этих встречах темах – поездка в Америку предоставила удобную возможность поговорить о Европе. Прогресс интеграции обсуждался даже с президентом США. "Я сказал, что мы идем по этому пути уверенно, и эта информация была также принята", - объяснял Виктор Янукович о чем, кроме Сирии, он "коротко" говорил с Бараком Обамой. Также глава государства обсудил перспективы и с политиками, непосредственно интересующимися планами Украины. В Нью-Йорке он провел встречу с главой Европейского совета Херманом ван Ромпеем и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Подробности беседы с высокопоставленными еврочиновниками неизвестны. В сообщении пресс-службы представительства ЕС говорится об обсуждении энергетического сотрудничества и перспектив финансовой помощи и хорошо знакомом призыве "предпринять решительные действия и добиться ощутимого прогресса в тех обязательствах, которые были определены Советом министров ЕС в декабре 2012 года, включая вопросы выборочного правосудия". Зато встреча с президентами из "Группы друзей Украины" принесла довольно неожиданное известие.
На совместном мероприятии с главами нескольких европейских государств (включая и президента Польши Бронислава Коморовского) Виктор Янукович еще раз заявил о последовательности. "Украина последовательно занимается вопросами евроинтеграции", - убеждал он слушателей. При этом глава государства признал, что "на пути евроинтеграции Украины осталось еще несколько вопросов". Но кроме стандартных пунктов: законы о прокуратуре и выборах – президент и прямым текстом упомянул о "вопросе экс-премьер-министра Юлии Тимошенко". "Работает сейчас миссия (Александра Квасьневского и Пэта Кокса, - "Подробности"), она очень важна. Раньше складывалось впечатление, что мы не хотим чего-то делать. Сегодня есть общая точка зрения по многим вопросам. Какой она будет – будет известно, когда будут подводиться итоги этой миссии, уже ближе к заседанию Совета министров иностранных дел (ЕС), которое состоится 21 октября", - сделал Виктор Федорович заманчивый анонс. А такое не самое обычное для украинских властей стремление к конкретике не могло остаться незамеченным.
Отпустить нельзя оставить
Массированное проговаривание в Нью-Йорке темы "евронеотвратимости" за два месяца до Вильнюсского саммита выглядит ожидаемо и вписывается в рамки развиваемой правящим лагерем интеграционной активности. А вот подробности по поводу сроков решения "вопроса Тимошенко" на фоне недавней президентской сдержанности прозвучали интересно. Ведь еще на ялтинском форуме YES Виктор Янукович не спешил говорить об "общей точке зрения". "Если бы она (сложившаяся ситуация, - "Подробности") была простая, был бы очень простой вопрос, очень простой ответ. Этот вопрос очень непростой, поэтому у нас еще есть время и мы будем в соответствии с планом, который есть, работать. Пока мы не сказали ни "да" ни "нет", - пояснял глава государства еще 20 сентября.
Аккуратные высказывания по "теме Тимошенко" вкупе с редкой привязкой к конкретным датам давно вошли у власть имущих в привычку. Пресловутую стратегию "ни да, ни нет" Виктор Янукович опробовал еще в 2011 году. Более того, значимость своей роли в решении непростого вопроса президент подчеркивать не любит. "С точки зрения права, как вы себе представляете, что я должен сделать? Поднять трубку, позвонить судье или прокурору? И сказать: ты делай так, так, либо так. Вы представляете себе это? Или вы хотите, чтобы я так сделал? Вы прекрасно понимаете, что у меня нет таких прав, и я не хотел бы их даже иметь", - так глава государства реагировал летом 2011 года в разгар первого суда над экс-премьером. Позже помимо "судебно-независимого" аргумента в схожих обстоятельствах звучали и другие доводы: от "Все должен решить парламент" до "Помилование, в принципе, возможно, но после судов" (а многие спикеры из Партии регионов любят дополнять этот тезис пунктами "после раскаяния" или "после возмещения ущерба государству"). Обычно осторожно президент высказывается, комментируя и работу миссии Кокса-Квасьневского, и в разговорах о возможности отправки Юлии Тимошенко на лечение за границу. Но теперь время для осторожности прошло?
Упоминание в качестве крайнего срока решения давней проблемы 21 октября, а не конца ноября, было ожидаемым. В Европе говорят о том, что выполнение Украиной "критериев Фюле" может учитываться без малого до самого саммита Восточного партнерства. Но отмашку подписанию Соглашению об ассоциации во многом даст именно контрольное заседание Совета ЕС на уровне министров иностранных дел, о чем уже говорил Штефан Фюле (зато в ЕП рекомендовали определиться чуть раньше). В таком случае возможное продление миссии Кокса-Квасьневского – шаг логичный. Однако в Европарламенте говорят о том, что отчет миссии будет презентован 15 ноября, а окончательное решение о подписании – принято еще позже. Но как именно может выглядеть практически задекларированное правящим лагерем "желание что-то делать" – все еще судить невозможно.
Значимость "вопроса Тимошенко" в судьбе соглашения в последние недели стала бурно обсуждаемым вопросом. Разделяются мнения не только политологов, но и политиков, стремящихся учесть многие факторы: от успеха партии Ангелы Меркель на выборах в Германии и европейского ответа на торговое давления со стороны России – до готовности самой Юлии Тимошенко покидать Украину не реабилитированной полностью. При этом если еврочиновники не всегда прямо говорят о важности решения проблем избирательности правосудия именно в разрезе "проблемы Тимошенко", то представители некоторых государств в этом отношении категоричнее. "Когда Элмар Брок (председатель комитета по иностранным делам в Европарламенте, - "Подробности"), близкий соратник Ангелы Меркель, которая, скорее всего, в третий раз станет канцлером Германии, говорит вам, что дело Тимошенко является важным, это означает, что Ангела Меркель считает это дело важным. Есть и другие влиятельные европейские политики, которые также имеют свое мнение по этому вопросу, и вам придется убедить их", - предупреждал в Ялте глава МИД Польши Радослав Сикорский. "Мы выразили глубокую надежду, что Украина найдет способ устранения важного препятствия для подписания Соглашения об ассоциации, а именно - "дела Тимошенко", - высказывался в Нью-Йорке Бронислав Коморовский.
Даже если важность "фактора Тимошенко" для Европы сохранится на прежнем уровне, то любые другие, помимо календарных, подробности разрешения кризиса украинские "верхи" пока умалчивают. Из президентских слов сделать вывод по поводу возможного сценария сложно. "Украинское законодательство не позволяет освободить Юлию Тимошенко или послать ее на лечение в Германию, кроме того, она ожидает приговоров по другим делам против нее", - уточнил Виктор Янукович в интервью Bloomberg. Каждый из вскользь упомянутых вариантов требует времени для реализации. Например, очередное заседание по "делу ЕЭСУ" было перенесено на 25 октября. Да и парламентский путь коротким не назовешь. Хотя именно его и предлагают некоторые "регионалы". "Решение требует нескольких серьезных шагов. Потому что сегодня наше уголовное законодательство не имеет такой процедуры, как освобождение для лечения за границей. Поэтому нам нужно будет принять поправки в исправительное трудовое законодательство. Во-вторых, нужно будет подписать двусторонние соглашения после изменения законодательства", - объясняла парламентарий Инна Богословская.
Особенности парламентского пути, как и возможность сдвига части крайних сроков на ноябрь, теоретически могут сыграть на руку властям. Уложить процедуру с подачи законопроекта до принятия закона в месяц сложно (хотя при сокращенном рассмотрении, пожалуй, и возможно, но для этого требуется поддержка большинства). Зато запустить ее на фоне обещаний, что вот-вот, через несколько месяцев для заключенных прорубят лечебное "окно" за границу – не худший вариант, позволяющий продемонстрировать благие намерения правящего лагеря. Может ли этот гипотетический процесс закончиться отправкой Юлии Тимошенко в Германию – другой вопрос. Устроит ли Европу такая полумера – вопрос третий. Но судить о выполнимости подобного сценария или того же варианта с неожиданным помилованием либо экстренным возвращением к теме декриминализации статей УК все еще рано. Яркий анонс уже сделан, но значит ли он, что "общую точку зрения" рассекретят до конца октября?