Почему встал Восток. Попытка услышать Донбасс. [ Редагувати ]

Украина замерла в шаге от гражданской войны. Всего за одну неделю ставшие уже обыденностью митинги протеста на Востоке переросли в захват административных зданий и "парад суверенитетов" по всему Донбассу.
Можно сколько угодно во всем винить Россию, но очевидно: в регионе, где на словах более половины населения не хочет отделяться от Украины, захваты органов власти происходят чересчур гладко. Podrobnosti.ua попытались разобраться в причинах произошедшего.
Разные ценности
Донбасс чувствует себя непонятым Украиной. 57,7% населения региона считают, что между ними и Галичиной настолько глубокие политические, экономические, языковые и культурные противоречия, что в будущем Восток и Запад могут разделиться и войти в составы разных государств. Для сравнения: на Западной Украине подобной точки зрения придерживаются 19,8%, свидетельствует опрос фонда “Демократические инициативы”.
С политическими противоречиями понятно: большинство социологов указывает на неприятие Востоком Евромайдана и новой власти. “Случилось то, на опасность чего мы указывали: победу Майдана Восток Украины воспринял как победу Запада Украины над ним”, - сказала podrobnosti.ua социолог Ирина Бекешкина.
Новая власть с первых дней подлила масла в огонь. За отмену закона Кивалова-Колесниченко Рада проголосовала в первые же дни после прихода Александра Турчинова в кресло спикера. Потом ему же пришлось спешно поправлять ситуацию: как и.о. президента Александр Турчинов ветировал раздражавший Донбасс закон. А премьер-министр Арсений Яценюк клятвенно заверил донецкий повстанцев: ущемлять русский язык никто не будет.
Однако депутаты из “Свободы” продолжают твердить: все силы положат для отмены закона о региональных языках. Проблема языковая тесно переплетена с этнической. По данным переписи 2001 года, русские составляют 38,2% населения Донбасса. При этом русский язык считают родным почти в два раза больше жителей региона. Тем временем, украинские политики так и не научились отличать русских - этнос, от россиян, то есть граждан России. Глава МВД Арсен Аваков 6 апреля написал: "Русские раскачивают обстановку в стране".
Кроме того, на всех каналах широко разрекламировали песню на слова Анастасии Дмитрук "Никогда мы не будем братьями". Однако дело в том, что когда говорят о странах: Украине и России, в обиходе используется слово "сестры". А вот слово "братья" используется по отношению к народам. И некорректное использование терминологии может ожесточить некоторых людей.
"За онтологические доводы - до последнего". Видео "Спутник и Погром"
А вот одной из наиболее популярных песен на Донбассе который год остается “День Победы”. Да и отношение к этому празднику - таковым 9 мая считает 89% населения Востока - по-прежнему трепетное. Одним из его атрибутов стала георгиевская лента. Она же теперь - главный символ повстанцев.
За что противники окрестили их “колорадами”, что не прибавляет понимания между противоборствующими сторонами. Молодой и перспективный политик, один из лидеров мэрской гонки в Киеве Леся Оробец, рассказывая о борьбе с повстанцами на Востоке, написала: "Из позитивного: минимум 10 колорадосов были сегодня уничтожены". Что характерно, в следующей записи Оробец жалуется: "В разговорах с местными понимаю, насколько их убедили, что мы их ненавидим. Что сейчас сюда приедут толпы злых бандеровцев… Что с этим делать? Как переубедить в обратном?". Что характерно, при этом Донбасс пока еще не готов отделяться от Украины.
И действительно, что делать?
Донбасс не хочет отделяться?
Ситуация с сепаратизмом на Востоке Украины раздувается искусственно, уверена Бекешкина. "На Донбассе после Крыма самый высокий процент поддержки сепаратистских идей – 24%. Это не мало. Однако до тех пор, пока наши "друзья" не вмешались, все было тихо и спокойно. Никакой массовой поддержки сепаратизма мы не видим", - отмечает директор центра Демократические инициативы. "В то время, как на Народное вече в центре Киева выходили сотни тысяч людей, в Донецке – городе-миллионере поддержать захвативших ОГА вышло не так уж много людей", - отмечает Бекешкина. По ее словам, большая часть населения Донбасса не поддерживает идеи сепаратизма. По свежим данным фонда “Демократические инициативы” 51,8% населения Донбасса не хотят присоединяться к другому государству. Примерно столько же (51,2%) не хотят превращения Донбасса в независимое государство. Однако эти люди не является и сторонниками нынешней власти. Но они разочаровалась и в прошлой власти. "Янукович и те, за кого они голосовали, это большинство разочаровали. Но у них нет лидеров, чтобы выйти и отстоять свои идеи. Потому они и пассивны", - считает социолог. Что характерно, пассивна даже донбасская молодежь, среди которой сторонников отделения всего 13%, в то время, как 29% тех, кому за 55 хотели бы, чтобы их родной край вышел из состава Украины.
С ней солидарен и директор Киевского международого института социологии Владимир Паниотто. "В восточных регионах большинство – не сепаратисты", - уверен Паниотто. "Вообще, с 2009-го, а особенно – с 2010-го года наметилась тенденция к снижению поддержки идеи объединения с Россией. В том же Крыму в марте прошлого года лишь 18% населения хотели этого. Однако эти настроения изменились с началом Майдана – уже 40% крымчан хотели войти в состав России. Это связано и с пропагандой как российских, так и украинских медиа. Сейчас в той же Харьковской области сепаратистские идеи разделяют 15% населения", - рассказывает Паниотто. Что касается Донбасса, то в этом регионе играет свою роль и негативное отношение к нынешним властям. "В то же время надо отметить – в этом регионе Янукович руководил давно. И административное давление здесь было всегда выше, из-за чего люди менее мобильны и готовы отстаивать свои взгляды, чем Центре и на Западе. Доходило до интересного: в ресторане в Донецке я произнес фамилию "Ахметов", на меня зашикали и сказали: "Говори тише. И вообще, здесь мы говорим "Ренат Леонидович"". Вот из-за такого давления большинство пассивно и молчаливо", - отмечает эксперт.
Министр к успеху шел
Проблемы у Киева не только с местным населением, коммуникацию с которым никак не удается наладить. Оробец, рассказывая о луганской милиции, отмечает: “50% милиции написали рапорты, 50% остались служить Украине. Все оружие, боеприпасы розданы милиционерам, оружейные комнаты пустые. Вся секретка надежно скрыта. Все дороги Луганской области закрыты блок-постами проукраинской милиции”. По мнению Оробец - это позитивная новость. Хотя нардеп и отмечает: в связи с чрезвычайным режимом несения службы преступность в регионе подняла голову. В соседней с Луганском Донецкой области ситуация для Киева еще хуже: большинство милиции не на стороне центральной власти. “Ранее мы, группа “Информационное Сопротивление”, определяли часть лояльных власти сотрудников МВД в Донецкой области в 30% (соответственно, 70% - саботажники или выступающие на стороне экстремистов). На данный момент мы пришли к выводу, что наши оценки лояльных власти правоохранителей были завышены", - отметил лидер "Информационного сопротивления" Дмитрий Тымчук 13 апреля. В чем же причина такого поведения милиции?
Если наблюдать за динамикой происходящего, можно заметить, что милиция массово начала переходить на сторону захватывавших административные здания на Востоке после первых выходных апреля. И это не случайно.
2 апреля стало известно о задержании нескольких бойцов киевского отряда "Беркута". В МВД о причинах задержания сообщили - "беркутовцев" подозревали в стрельбе 20 февраля. Сослуживцы в такую версию не поверили и ночью провели пикет у ГУВД Киева с требованием объяснить, в чем виноваты их товарищи. "Беркутовцы" в причастность своих к стрельбе не верили.
На следующий день состоялась пресс-конференция глав МВД и ГПУ. "Со стороны Октябрьского дворца работала спецрота "Беркута" под руководством задержанного на данный момент майора милиции Дмитрия Садовника. Нами установлены личности всех участников спецоперации, степень их причастности - на стадии уточнения… Задержаны 12 человек... В этом направлении погибли, по нашим данным, 17 человек. Мы говорим о направлении сбоку от Октябрьского дворца, где находились на позиции представители спецроты "Беркут" с желтыми повязками на руках. Они вели, в том числе, и прицельную стрельбу", - детализировал министр внутренних дел.
"Мы нарушаем интересы следствия когда открыли один из эпизодов трагедии на ул. Институтской. Но право общества знать важнее", - резюмировал Аваков. Что характерно, всего за месяц до этого Аваков заявлял нечто противоположное. "Могу только сказать одно, что ключевым фактором в этом противостоянии, которое вылилось в кровавое побоище в Киеве, которое перевернуло фронт с ног на голову и ввело в состояние шока, была третья сила. И эта сила – неукраинская", - заявил он же 4 марта.
Такая откровенность дорого стоила – милиция в восточных регионах оказалась деморализована. 6 апреля, когда сторонники федерализации заняли здание Харьковской облгосадминистрации, местная милиция им практически не противодействовала. В итоге, освобождать здание приехали милиционеры из Полтавской области. Впрочем, антимайдановцы и вовсе заявили – здание освобождали иностранные наемники.
Аваков же публично пообещал разобраться с подчиненными. "По итогом этих двух дней противостояний в Харькове мною будут сделаны выводы по кадровому составу подразделений милиции области. Многое из того, что я увидел больше походило на саботаж, нежели на службу. Всех кого это касается – уйдут – от руководителей и до рядового состава, что не менее важно. Милиция в Харькове должна манятся коренным образом", - написал министр в Facebook (орфография авторская). После этих слов министра на Востоке и начался массовый переход донбасской милиции на сторону повстанцев.
Еще один интересный факт - за все время новая власть подготовила лишь 350 нацгвардейцев. Т.о. замена старой милиции на новую просто не могла бы состояться из-за кадрового голода. Сейчас в ряде регионов наспех формируется что-то вроде народного ополчения. Однако проблемы это не решит.
А на Донбассе тем временем все горячее.