Бачо Корчилава: Шеварднадзе общался с моим поколением как дед с внуками [ Редагувати ]

О том, почему вся Грузия скорбит о смерти Эдуарда Шеварднадзе, чем он запомнился своим соотечественникам и почему политического лидера страны называли "Дед" пишет в совем блоге Бачо Корчилава, бывший пресс-аташе посольства Грузии в Украине, который в 1993-ем был вынужден покинуть Абхазию в качестве беженца.
Я не люблю некрологи, а еще больше ненавижу писать их. Но сегодня я захотел его написать.
Я знал Эдуарда Шеварднадзе не очень близко, по работе или службе, но знал. Лично для меня Эдуард Шеварднадзе – это человек глыба. "Патриарх" советской и пост-советской политики, умевший всегда с юмором и мудростью принять сложнейшие и правильные решения.
Он когда-то пошутил о своей роли в мировой политике, в сравнении с Гансом-Дитрихом Геншером: "Геншер большой корабль в большом море, а я всего лишь маленькая лодка. Но лодки учтите бывают и подводные".
Сын сельского учителя из маленького гурийского села Мамати, который смог войти в мировую политику и сделать много правильных вещей как для мира так и для Грузии. У него было много прозвищ, но подавляющее большинство моего поколения называла его "бабу" - дед. Он и общался с моим поколением как дед с внуками. Но прежде чем дойти до этого статуса Дед, был человеком который смог сохранить в должности первого секретаря ЦК Грузии грузинский язык как государственный, сделать много хорошего и много плохого. Ну как говорил он сам, так требовало время, Москва всегда давила. После была Смоленская площадь в Москве, Министр иностранных дел – приемник самого Андрея Громыко, и неожиданные итоги: Вывод войск из Афганистана, объединение Германии, конец холодной Войны, разоружение и многое другое. Потом отставка в протест грядущему ГК ЧП. Потом опять министр, потом непонятное время в Москве. Визитная карточка – умение удачно пошутить в самой сложной ситуации.
В 1992 году, он и становится дедом, приезжает уже в почти разрушенную Грузию. Все ждут его как мессию, но страна еще больше падает, война в Абхазии. Гражданская война. И так далее.
Но ему все равно верят, потому что во время войны в Абхазии он рядом с нами (молодыми солдатами), то разговаривает, то просто поддерживает. Потом много разных трагических событий. Он все держится и призывает верить что настанут лучшие времена. Потом он не выдерживает и подает в отставку, собираются тысячи людей и этот огромный митинг на коленях просит его остаться. И он остается. После долгие годы борьбы с царствующей везде преступностью, появление в команде Шеварднадзе молодых лидеров Зураба Жвания, Нино Бурджанадзе и Михаила Саакашвили.
В стране много плохого, но есть реальная демократия гарантом которой выступает именно дед, которого пресса разносит каждый день на мелкие кусочки но он всего лишь улыбается на традиционных пресс-конференциях по понедельникам и говорит в свойственной себе манере, "Мне конечно не нравиться что пишут и показывают про меня, но демократия такая, что я должен уважительно все это слушать". Между все этим два огромных теракта, совершенных на него, но он все равно не приводит страну к режиму репрессий. В частных разговорах всегда говорит:"Нет другого пути кроме демократии".
После "революция роз" и тут он проявляет мудрость и уходит. А те кто приходит не иначе как выращенные им дети. Он после революции жил в Тбилиси, никуда не уезжал. Встречался почти со всеми кто желал его видеть, немного критиковал новую власть, но иногда гордо так говорил я им дал путевку в жизнь. Лично мне очень грустно что деда больше нет, он всегда много и интересно рассказывал и сделал реально для своей страны главное – он научил свободолюбивую нацию не бояться жить свободно и независимо.
P.S. Я знаю много смешных историй про "деда", много я уже тут рассказал раньше, но сейчас мне не хочется их рассказывать, придёт время и я их обязательно расскажу.