Патрулирование на вертолете - самый эффективный способ обнаружить контрабандистов [ Редагувати ]

Сегодня охрана границ - это служба и на суше, и на море, и даже в воздухе. В Украине всего две пограничные эскадрильи: в Одессе и в Харькове. И, как говорят сами защитники рубежей, патрулирование на вертолёте - самый эффективный способ обнаружить контрабандистов и нелегальных мигрантов.
Еще три года назад патрулирование границы на вертолёте было непозволительной роскошью. Керосина хватало на один-два вылета в месяц. Сейчас дефицита топлива в Погранслужбе Украины нет. Полеты на Ми-8 совершаются по несколько раз в неделю.
В воздухе пограничникам приходится проводить по 5 часов в сутки - патрулируют рубежи и днем, и ночью. Помешать вылету может только сильный туман.
Глаз летчика наметан: со 150-метровой высоты он может рассмотреть даже бегущую лису. А уж автомобиль нарушителя границы незамеченным остаться не может.
Виктор Явтушенко, начальник штаба пограничной комендатуры ''Свердловск'': "Везут, в основном, горюче-смазочные материалы, продукты питания".
На границе с Россией нет ни пограничных столбов, ни контрольно-следовой полосы. Где проходит рубеж, определить сложно. Но для вертолетчика это не проблема. Для кого-то просто лесопосадка, а для него - координаты границы.
Валерий Чалый, начальник авиации Восточного регионального управления Погранслужбы Украины: "Маленькие посадочки, чтобы не было пробитых дорог, минуя пункты пропуска".
Бывают и казусы. Пограничники вспоминают, как в Украину на борту Ми-8 залетели российские генералы, и потребовали заправить их вертолет. Оказалось, летчики просто ошиблись - российское село перепутали с украинским. Среди пограничников вертолетчики - самые суеверные люди. Они никогда не наденут парашют, если его нет у кого-то из экипажа, не будут фотографироваться до вылета, не назовут его последним, только крайним. И никаких полетов 13-го числа.
Олег Хилковский, командир эскадрильи: "Есть свои особенности несения службы и на море, и на суше. Хотя на суше сложнее. Море - это небольшой участок, вдоль береговой линии. А суша- часто меняющийся рельеф".
У каждого пилота-пограничника есть особое чутье, говорят вертолетчики. И пока оно не подводило.