США и Украине предстоит многому научиться [ Редагувати ]
В среду (6 апреля) президент Украины Виктор Ющенко, словно герой-завоеватель, оседлал телевизионные экраны и первые страницы Америки. К четвергу о нем забыли - он стал вчерашней новостью, пишет Мартин Сифф в редакционном комментарии "США и Украине предстоит многому научиться", опубликованном в "Вашингтон Таймз" 7 апреля.
Этот феномен не означает, что администрация Буша проявила несерьезность или двуличие, развернув красную дорожку и сделав Ющенко первым украинским главой государства в истории, который выступил на совместном заседании Конгресса. Это также не значит, что Сенат, в котором доминируют республиканцы и палата представителей (нижняя палата Конгресса США) проявит прижимистость или оставит без ответа просьбы Ющенко, высказанные в его обращении с целью усилить торговые связи между двумя странами.
Вероятность новых особых отношений между Киевом и Вашингтоном очень высока. И действительно, у Украины есть отличные перспективы стать новой рекламной вывеской внешней политики администрации Буша.
А вот в других регионах перспективы не такие радужные. Очень вероятны конфликты между администрацией Буша и его когда-то близким другом премьер-министром Ариэлем Шароном осенью этого года, потому что Соединенные Штаты могут попросить Израиль выйти не только из Сектора Газа и нескольких поселений, которые будут эвакуированы в июле по распоряжению Шарона.
А премьер-министр Великобритании Тони Блэр, самый ценный и преданный международный союзник президента в деле завоевания Ирака и всех переворотов, которые последовали позже, погряз в предвыборной кампании, причем его повторную победу при всем желании нельзя назвать неизбежной.
Да и новый шиитский премьер-министр Ирака Ибрагим аль-Джафари, назначенный на пост в четверг, скорее всего, будет вынужден пойти против воли своих американских покровителей в ближайшие несколько месяцев, и лишь для того, чтобы завоевать авторитет на внутриполитической арене.
Однако в лице Ющенко Буш приветствовал иностранного демократического лидера своей мечты. Ющенко - идеалист, достойный и смелый. Он разделяет горячую преданность президента США идеалам облегчения бремени правительства, высвобождения предприимчивости рядовых граждан и распространения демократических ценностей во всем мире.
Совсем недавно он пережил то, что очень похоже на попытку преднамеренного покушения при помощи диоксина, который обезобразил его лицо и нанес сильный урон здоровью. Он отказался смириться с очевидной и вопиющей попыткой фальсификации выборов и возглавил общенародный протест, который не дегенерировал до уличных беспорядков, что легко могло произойти. Он мирно и без нарушения Конституции пришел к власти в результате повторного тура выборов.
Более того, триумф Ющенко серьезно расширил границы западной демократии и стран со свободным рынком на тысячи миль на восток, к самому сердцу православного христианского мира бывшего Советского Союза. И с тех пор, как он выиграл в переголосовании второго тура президентских выборов в январе и принял присягу президента, Ющенко без промедления взялся за дело, не только проводя смелые радикальные реформы внутри страны, чего все ожидали от него, но также проявляя энергичное стремление к распространению демократических принципов в других бывших советских республиках в составе СНГ и по всей Евразии.
Теплый прием Ющенко в Вашингтоне позволил разработчикам внешней политики администрации Буша возродить теряющую популярность и дырявую концепцию "Новой Европы" - относительно 10 стран Восточной и Центральной Европы, которые вступили в ЕС в рамках "Копенгагенского расширения". Они должны были стать явно проамериканскими и тем самым уравновесить ожидаемое антиамериканское и полусоциалистическое влияние "Старой Европы" на основные западноевропейские государства.
Всё это остается в силе. Нет никаких сомнений, что президент (Буш) и его любимые и самые влиятельные советники остаются ярыми сторонниками поддержки Ющенко и что они считают его успех ключевым для обеспечения могущественной, вдохновляющей и влиятельной модели демократического успеха и демократии свободного рынка во всей Евразии и во всем мире.
Но отношения находятся на раннем этапе. Ни украинское правительство, ни украинско-американские общины еще не построили учреждения и мощные, финансово влиятельные и обладающие колоссальной политической силой, подобные тем, которые уже десятки лет имеют американцы ирландского и еврейского происхождения.
У Украины также нет мощной политической силы, которая предоставила Тайваню обширное влияние на вашингтонских творцов политики, и она не является старым, сильным и давно знакомым и проверенным союзником как Великобритания, Германия, Япония или Южная Корея. И она не похожа на крошечный Израиль или еще более крошечную Ирландию, выпускающие редакторы не привыкали из поколения в поколение к обсуждению малейших пульсаций в ее внутренней политике.
Более того, чем больше Буш дружит с Ющенко в Киеве, тем больше он рискует потерять одного из самых важных союзников - президента России Владимира Путина в Москве. Дружба России и готовность к сотрудничеству остаются стратегической необходимостью высшего уровня для американских творцов политики, особенно что касается критических вопросов контроля над распространением ядерного оружия в мире, например укрощения ядерных амбиций Северной Кореи и совместного использования разведресурсов в войне против экстремистских исламских террористических группировок.
Все эти области партнерства могут оказаться в опасности если Путин придет к выводу, что Вашингтон предоставляет Ющенко поддержку, чтобы сократить влияние России на СНГ или, хуже того, дестабилизировать власть Путина на просторах самой Российской Федерации.
Администрация Буша должна принять во внимание цену, которую ей вероятно придется заплатить, если ее социальные отношения с Украиной зайдут слишком быстро и слишком далеко в глазах России. А украинцам нужно обзавестись опытным чутьем, необходимым для той роли любимчика, которая им внезапно досталась в верхах Вашингтона. Отношения получили отличное начало, но обе стороны должны еще многому научиться друг у друга.
Перевел Роман Сокунов.